За прошедшие 200 лет версий о причинах московского пожара накопилось великое множество. Например, еще в конце 1930-х годов руководство страны распорядилось представить Кутузова гениальным полководцем.
Так родилась широко известная версия, что Михаил Илларионович реализовал великолепный замысел – заманил врага в ловушку брошенного города, а после поджег его. Но в начале пятидесятых с раскручиванием маховика холодной войны и обострением отношений с западом, в поджоге Москвы снова обвинили французов.
Однако если рассудить здраво и не принимать в расчет идеологию, то получается такая картина.
Огромный, в основном деревянный город, в котором отопление, освещение, готовка – все при помощи открытого огня, просто обязан сгореть в тех условиях. Представьте, огромная масса людей в панике покидает своё жилье, едва успевая захватить самое ценное. Не потушенная в доме печь, свеча, лампада и все, очаг возгорания есть. А если таких домов не два, не один, а сотни? Тем более все кто мог организованно тушить пожары, уже скрылись из города. Вот вам и главная причина. Но были еще и другие.
Перед тем как сдать Белокаменную врагу, командование приказало поджечь несколько армейских складов (из них просто не успели вывести все имущество). Как итог по всему городу появляется почти десяток огромных кострищ.
Сюда же добавляется ситуация с эвакуацией пороховых запасов. Незадолго до этого весь порох пытались вывести на барках по Москве – реке, но оказалось, что глубины не хватает и судна сели на мель. Корабли тут же сжигают, практически в центре города.
Масла в огонь подливают уголовники, выпущенные из тюрем. Поджог ради мародерства и воровства излюбленная тактика того времени.
И в заключение, множество походных костров непогашенными оставили перед уходом из города русские части. Добавьте к этому множество свидетельств сознательных поджогов брошенного имущества. Пазл сошелся – в таких условиях Москва была просто обречена сгореть.
Когда из захваченного города пришли вести, что почти две трети его выгорели, то вину сразу возложили на Наполеоновское войско. Но со временем этот пожар стали воспринимать как очистительное пламя, как высшую форму героического сопротивления врагу. Александр I писал: «огонь сей будет в роды родов освещать лютость врагов и нашу славу».
После этих слов сгоревшая Москва воспринималась как героическая жертва, принесенная ради великой победы. Поэтому родилась еще одна версия. По ней московский градоначальник Растопчин, понимая всю сложность ситуации, осознанно приказал поджечь город. После бегства французов Растопчин всеми силами старался поддерживать эту историю.
Сожжение исконной столицы, уничтожение главных святынь стало для людей того времени настоящим потрясением. И только понимание того, что эта жертва была не напрасна примиряет православных с ней.
Вам понравится:
Почему Бонапарт напал на Россию именно в 1812 году
Трагедия русской армии под Аустерлицем: факты в воспоминаниях современников