Конференция ООН по изменению климата определит мировую политику на ближайшие десятилетия. Многие возлагают на нее большие надежды и считают последним шансом для человечества построить новый устойчивый мир. В преддверии этого исторического события мы поговорили с Михаилом Юлкиным и сделали для вас полный гид по конференции.
Что такое COP-26?
Conference of the Parties или COP — международная конференция Рамочной конвенции об изменении климата ООН (РКИК ООН). Конвенция была подписана более чем 180 странами 4 июня 1992 года и вступила в силу в 1994. COP собирается каждый год для оценки реализации положений конвенции, для разработки новых правил и переговоров по обязательствам стран-участниц.
Очередной COP-26 по климату пройдет с 1 по 12 ноября 2021 года в шотландском Глазго. Конференция должна была состояться в 2020 году, но была отложена из-за пандемии COVID-19. Около 200 стран примут в ней участие: приглашены главы государств, высокопоставленные чиновники, правительственные делегации, представители гражданского общества, некоммерческих организаций, экологические активисты и международные СМИ.
В первые дни намечены самые важные встречи между мировыми лидерами. Позже переговоры будут доверены представителям, в первую очередь главам отделов и министерств, отвечающих за устойчивое развитие, экологию и климат. Конференцию посетят около 25 тысяч человек со всего мира. Это событие международного масштаба и значения, на котором будут решаться принципиальные вопросы по самой главной проблеме тысячелетия — изменению климата.
Какие цели стоят перед COP-26?
Главная цель грядущей конференции по климату — объединить усилия по борьбе с глобальным потеплением, чтобы удержать рост глобальной температуры в пределах 2°C и постараться сделать так, чтобы она не поднялась выше 1,5°C. Для этого человечество должно сократить до нуля выбросы углерода во второй половине XXI века. Положения и сроки декарбонизации определены в Парижском соглашении в рамках конвенции ООН об изменении климата, что делает этот документ принципиально отличным от других соглашений по климату.
«Это первый документ, в котором говорится, что выбросов не должно быть вообще. В Парижском соглашении, в отличие от Киотского протокола, цель сформулирована не в терминах удержания температуры и снижения выбросов, а в терминах декарбонизации мировой экономики до нуля», — рассказал Экосфере генеральный директор Центра экологических инвестиций Михаил Юлкин.
Участники встречи в Париже понимали, что установленные в каждой стране национальные цели по сокращению роста выбросов слишком скромны и будет необходим их пересмотр. Поэтому в соглашение был встроен так называемый «храповый механизм», который предполагает, что участники должны каждые пять лет снова садиться за стол переговоров. Пять лет прошли, и на COP-26 в 2021 году страны пересмотрят свои планы.
Для реализации сценария, описанного Парижским соглашением, на грядущем климатическом саммите странам необходимо договориться о новых более амбициозных обязательствах и об инструментах климатического финансирования. Они обсудят инвестиции в зеленые и адаптационные проекты, новые правила торговли углеродными квотами, помощь развивающимся государствам в сокращении выбросов и защиту населения от последствий глобального потепления.
Почему нужно удержать рост температуры в пределах 1,5°C?
Главным документом, который ляжет в основу переговоров на COP-26, является Шестой оценочный доклад МГЭИК «Изменение климата 2021. Физическая научная основа». В нем ученые проанализировали последние исследования в области климата и пришли к неутешительным выводам. Если не удастся значительно сократить выбросы парниковых газов и средняя глобальная температура все же поднимется выше 1,5°C, то человечество ждет катастрофическое будущее.
Исторический доклад ООН по климату: кто виноват и что делать с глобальным потеплением
Люди по всему миру уже наблюдают последствия изменения климата: пожары, наводнения, волны жары, повышение уровня океана, опустынивание, таяние ледников и вечной мерзлоты, сокращение биоразнообразия. Ученые предупреждают, что необходимо удержать глобальную температуру в пределах 1,5°C, так как по достижению 2°C глобальный ущерб экономике, природе и людям увеличится во много раз — половина градуса имеет значение.
В докладе МГЭИК сообщается, что современные значения глобальной температуры уже выросли на 1,1°C по сравнению с доиндустриальными показателями. Если текущий тренд сохранится, то к 2100 температура повысится на катастрофические 3 °C. У мира все еще есть шанс остаться в пределах 1,5°C, но для этого нужно начать сокращать выбросы уже сейчас и прийти к углеродной нейтральности к 2050 году. От решений, принятых на COP-26, будет зависеть будущее планеты, заключают эксперты.
Какие обязательства возьмут на себя страны?
Для достижения заявленных в Парижском соглашении целей нужно полностью прекратить выбросы углерода во второи половине XXI века. Соответственно от участников на COP-26 будут ожидать решительных действий по трансформации экономики. Многие европейские страны, в том числе принимающая саммит Великобритания, уже обещали сократить выбросы более чем на 50% к 2030 году, а к 2050 прийти к нулевым показателям.
Россия вместе с Китаем, Саудовской Аравией и Австралией являются главными производителями ископаемого топлива — главного источника выбросов. Страны с развивающейся экономикой такие как Индия, Бразилия, Индонезия, Малайзия, Южная Африка и Мексика также остаются с высокими показателями загрязнения углевода. The Guardian отмечает, что обязательствам, которые возьмут на себя эти страны на климатическом саммите, будет уделено особенное внимание.
Следует отметить, что главы некоторых из перечисленных стран могут проигнорировать саммит. Так лидер Китая Си Цзиньпин уже решил, что не будет присутствовать на конференции по климату. Вместо него будет специальный представитель правительства по климатическим изменениям Се Чжэньхуа. Владимир Путин еще не решил, поедет ли в Глазго, но обещал принять участие дистанционно. Их отсутствие может снизить авторитет события и умерить амбиции других участников.
Минэкономразвития России уже представило свой амбициозный план по борьбе с глобальным потеплением — к 2050 году планируется снизить выбросы на 79%, а до 2060 года прийти у углеродной нейтральности. Осуществить декарбонизацию экономики помогут развитие зеленого финансирования, торговля углеродными квотами, регулирование выбросов парниковых газов в промышленности и сельском хозяйстве, развитие альтернативных источников энергии, технологии улавливания углерода из атмосферы и другие инструменты.
«Хорошо уже, что перед самым COP-26 официально объявили хотя бы 60 год. Предыдущие попытки обозначить климатические ориентиры были все мимо. Те стратегии, которые объявлял Минэкономразвития ранее, предполагали, что в лучшем случае к 50 году выбросы не увеличатся. Это, конечно, не имело ничего общего с тем, что написано в Парижском соглашении», — говорит Михаил Юлкин.
Эксперты Greenpeace считают, что российская цель недостаточно амбициозна — по сравнению с многими странами, декарбонизация России опаздывает на десять лет, что может оказаться критическим для климата. Ряд позиции являются недостаточно проработанными: это касается механизмов компенсации выбросов, поглощения углекислого газа природными системами, функционирования углеродных рынков. А некоторые решения, в частности, газификация транспорта, атомная энергетика, плотинные гидроэлектростанции, мусоросжигание и другие, не являются экологически устойчивыми.
Какие трудности ожидают COP-26?
Многие не возлагают на COP-26 больших надежд. Грета Тунберг выразила серьезный скепсис по поводу предстоящей конференции. Даже при участии глав государств такие мероприятия не могут радикально изменить положение, в котором мы оказались, считает экоактивистка. Она также раскритиковала правительство Великобритании за проведение климатической конференции в то же самое время, когда в стране рассматривается открытие новой угольной шахты.
Некоторые представители ООН, Великобритании и США считают, что не стоит ожидать значительного прорыва, и новые договоренности не смогут обеспечить заявленных в Парижском соглашении 1,5°C. Высокая планка была поставлена как желанная цель, к которой необходимо стремиться, чтобы было сделано хоть что-то. Не следует оценивать невыполнение плана как провал COP-26, считают политики.
Участники надеются, что даже если не получится добиться заявленных результатов, то по крайней мере будет достигнут прогресс в некоторых важных вопросах. В их число входит отказ от угля, климатическое финансирование развивающихся стран, защита лесов и многое другое. Конкретные решения по отдельным направлениям зададут верное направление для выполнения грандиозного плана полной декарбонизации во второй половине столетия.
«Я не жду больших прорывов от основной части этого мероприятия. Никакие существенные изменения в текст соглашения вноситься не будут. Максимум будут изменены нормативные акты, которые регулируют реализацию тех или иных пунктов. Самое интересное произойдет на полях. Будут формироваться новые коалиции, будет складываться система для коллективной реализации соглашения», — говорит Михаил Юлкин.
Другие считают, что COP-26 станет решающим событием для проблемы глобального потепления. Международное сообщество соберется в Глазго, чтобы обсудить проблемы, связанные с климатическими изменениями, обозначить амбициозные цели своих стран, прийти к консенсусу по реализации Парижского соглашения. Будут ли в ходе переговоров достигнуты результаты, зависит от множества факторов. Мы же будем внимательно следить за ходом событий и расскажем вам об итогах.
фото на обложке: Забастовка против изменения климата в Берлине / www.greenpeace.org
COP26 Климат Человек Экономика