Окончание.
Ровно пятьдесят лет назад, 25 января 1971 года, на военном аэродроме посёлка Советский под Воркутой разыгралась одна из тайных трагедий «холодной войны». Эта катастрофа унесла жизни семерых энгельсских лётчиков...
ВОПРОСЫ БЕЗ ОТВЕТОВ
Техническую причину катастрофы удалось установить быстро: выход самолёта на закритические углы атаки. От катастрофы с экипажем В. Я. Бондаренко возникало устойчивое ощущение «дежа-вю»: обстоятельства трагедии напоминали о первых разбившихся «эмках» в 1950-х годах. Можно было подумать, что самолёт погубила причина, считавшаяся побеждённой ещё... пятнадцать лет тому назад!..
Оставалось выяснить, где же была допущена ошибка, ставшая причиной аварии. Была выдвинута стандартная в таких случаях версия - ошибку допустил командир корабля. Логика такого решения очевидна: если при подобных условиях взлетали и раньше и всё было благополучно, значит, на этот раз в случившейся катастрофе виновен экипаж. Действительно, расследование показало, что закрылки были выпущены на значение 30°. когда общепринятой величиной были 24°. Но это не могло считаться нарушением - Инструкцией определялись 30° как предельное, но допустимое значение. А у командира была причина рисковать - он понимал, как непросто будет оторвать свою тяжёлую, полностью заправленную машину от неидеально подготовленной полосы, и старался сократить разбег...
Современные справочники и энциклопедические статьи указывают в качестве причины уже не ошибку лётчиков, а «совпадение процесса «вздыбливания» с продольной раскачкой самолёта». Проще говоря, миг, когда самолёт должен был оторвать передние опоры от земли, совпал с моментом «подпрыгивания» машины на очередной «кочке» на обледеневшей взлётной полосе (кстати, подобное поведение машины могло бы рассматриваться как конструктивный недостаток самолёта «М-4»). Но нет информации, когда появилась подобная формулировка, и стала ли она официальной отменой обвинения в адрес погибшего экипажа. Никакие официальные отчёты и заключения по этой теме никогда открыто не публиковались. Военных историков изучение обстоятельств этой катастрофы не заинтересовало. Мы и сегодня не знаем, чья же оплошность погубила энгельсскую «эмку» пятьдесят лет назад. Ошибся ли в чём-то командир Бондаренко или тень виновности была наброшена на этот экипаж напрасно?..
Тела погибших были доставлены в Энгельс и похоронены с воинскими почестями на Воскресенском («Старом») кладбище. На могиле установлен памятник - серая плита со скошенным верхом, изображением белого самолётика со следом из двух чёрных полос, красной звёздочкой и надписью «Вечная память воинам-авиаторам». На плите - семь чёрных табличек с именами и портретами погибших...
ПОСЛЕДНИЕ ПОЛЁТЫ
Так получилось, что катастрофа 1971 года положила начало череде новых трагедий с энгельсскими «Бизонами». В следующем, 1972-м, году на Воскресенском кладбище появилась братская могила экипажа майора Г. Лыбина, ещё через три года, в 1975-м - экипажа майора С. Крылова. В 1984-м погиб полковник В. Тухватулин и его товарищи. А катастрофа 1992 года, в которой погибли два экипажа, произошла при особых условиях - при выполнении сложного перестроения в воздухе...
Но это уже были последние жертвы «Бизонов». Мясищевские гиганты попали под условия одного из международных договоров по ограничению стратегических вооружений и... были разрезаны на металлолом. Энгельс прощался с ними с болью - за то, чтобы научить этих своенравных крылатых богатырей летать надёжно, пришлось заплатить слишком высокую цену. А когда цель была достигнута, от неё так легко отказались...
Последняя сохранившаяся энгельсская «эмка» - самолёт «ЗМС-2» - заняла своё место в нашем Музее Дальней авиации как центральный экспонат. И это - настоящий раритет для авиационных музеев.
«Сохранились следующие самолёты ОКБ Мясищева: «М-4» и «ВМ-Т» - в музее в Рязани, «М-4» - на базе «Украинка» (Приморье), «М-4» (разобранный) - в Сызрани (его должны были забрать в Москву в родное ОКБ), «ЗМД» - в Монино и «ЗМС-2» - в нашем музее. Больше нигде в мире нет этих самолётов», - рассказывает директор Музея Дальней авиации Сергей Воронов.
ЗАТЕРЯННЫЙ СРЕДИ СНЕГОВ
Первые советские стратегические бомбардировщики ОКБ Мясищева - одна из самых ярких страниц истории нашего города XX века, наряду с Республикой Немцев Поволжья и героическим участием в Великой Отечественной войне. Недаром «визитной карточкой» Энгельса в одной из своих статей назвал эти самолёты Сергей Воронов.
На протяжении 40 лет - почти от самого рождения до прощания с небом - «эмки» несли боевую службу в нашем городе. Все их взлёты и падения - часть нашей энгельсской судьбы.
И не только нашей. Чёрный след злополучной «эмки» протянулся и по белым снегам Воркуты. Гибель самолёта и семерых человек не могла не оставить памяти на далёком аэродроме Советский.
...Звонок из Воркуты был неожиданным. «А вы знаете, что части этого самолёта до сих пор лежат на том месте, где он упал?» Это сообщил Фёдор Колпаков, журналист, научный сотрудник Музейно-выставочного центра Воркуты.
Оказалось, что в районе военного аэродрома посёлка Советский на месте предполагаемой катастрофы энгельсской «эмки» до сих пор лежат фрагменты самолёта. И поскольку история аэродрома хранит память только о двух авиакатастрофах, случившихся в тех краях, - гибели экипажа В. Я. Бондаренко и ещё одной боевой машиной, погибшей в 1993-м году (об этой трагедии в Советском сохранилось больше информации), есть все основания считать - это наш, энгельсский, самолёт, тот самый «борт № 68», который 25 января 1971 года пытался поднять в воздух Бондаренко!..
Этот факт невозможно оставить в стороне, ведь спустя полвека судьба предоставляет нам возможность воздать должное погибшему при исполнении воинского долга экипажу, увековечить память о трагедии, унёсшей жизни семерых энгельсских лётчиков. Обломки уникальной боевой машины, закончившей свою судьбу так трагично, не должны оставаться мусором в далёкой воркутинской пустоши.
Было бы, наверное, правильным решением поставить вопрос о возвращении фрагментов этого самолёта в Энгельс, где они могли бы занять своё место в каком-нибудь из музеев - в качестве экспоната или в каком-нибудь парке, сквере - в качестве памятника.
Технические возможности для этого найти можно, воркутинцы готовы со своей стороны оказать помощь. Необходимо только продумать, как лучше использовать сохранившиеся части самолёта, где и в каком виде, в каком «обрамлении» представить их в нашем городе.
И, наверное, в Энгельсе найдутся неравнодушные к истории люди, которые готовы будут оказать материальную помощь в деле возвращения фрагментов погибшего самолёта в родной город спустя пятьдесят лет...
Вот мнения представителей заинтересованных музеев Энгельса и Воркуты.
Татьяна Садовникова, заместитель директора по научной работе Энгельсского краеведческого музея:
- Энгельсский краеведческий музей может принять в дар один-два небольших фрагмента самолёта, чтобы это было возможным для экспонирования на выставках внутри музея.
Если речь идёт о крупных и габаритных размерах, то у музея таких возможностей нет.
Если речь идёт о больших сохранившихся обломках, то, наверное, в таком случае нужно рассматривать вопрос об установке их где-то на открытой территории - парк или сквер, но только после согласования с руководством и администрацией Энгельсского муниципального района.
Необходимо обратиться в управление культуры администрации Энгельсского муниципального района. Возможно, будет сформирована рабочая группа по решению данного вопроса.
Сергей Воронов, майор запаса, бывший заместитель командира эскадрильи по инженерно-авиационной службе, автор книг по истории авиации, директор Музея Дальней авиации в Энгельсе:
- Считаю, что остатки самолёта «М-4» должны храниться не в музее, мы обсуждали это с председателем регионального отделения у «Союз ветеранов Дальней авиации» Георгием Минеевичем Терёхиным. Он хочет развить тему, связанную с катастрофой экипажа В. Я. Бондаренко. Его интересует вопрос о сохранившихся обломках самолёта «М- 4». Эти фрагменты могли бы войти в мемориал возле Вечного огня у гарнизонного Дома офицеров. Для этого нужны фото обломков. А далее необходимо решать, как их перевезти в наш город.
Фёдор Колпаков, подполковник запаса, журналист, писатель, научный сотрудник Музейно-выставочного центра Воркуты:
- Мне звонили из Саратова, из областного историко-патриотического центра, с целью получить фрагмент в их коллекцию.
Для меня самый серьёзный вопрос - полная уверенность, что те фрагменты, о которых я говорю, - действительно «М-4» командира В. Я. Бондаренко. Для этого: ждём лета, фотографируем, оцениваем, принимаем решение.
Если это то, что надо, придумаем, как небольшие или большие фрагменты отправить в Энгельс или Саратов. Их на всех хватит. Вариантов много: от «Почты России», поездом до Ртищева, через который ходит маршрут «Воркута-Адлер», до самолётом до Энгельса, если боевые лётчики coгласятся оказать помощь в этом вопросе.
ЭСТАФЕТА ПАМЯТИ
Тайные битвы «холодной войны», её неизвестные победы и засекреченные поражения ещё только ждут своих историков и исследователей. Не нам сегодня давать окончательные оценки и выносить приговоры. Это прошлое ещё слишком близко, оно стоит рядом с нами. Оно ещё не ушло. Оно причиняет боль и вызывает гордость, оно сохраняет живое тепло идеалов, ценностей, прозрений и заблуждений наших дедов и отцов. Оно способно отозваться эхом в нашем настоящем и будущем. Но собирать и сохранять память о людях и событиях этого прошлого, чтобы передать её будущим поколениям, - дело наших дней, наш долг и задача.
Любая техника, самая блистательная и совершенная, со временем должна устареть. Её место в музее. Не знает «срока давности» только человеческое мужество, верность долгу, преданность своему делу, любовь к Родине.
И - память...
Под Воркутой всё по-прежнему спрятано снегом.
День января двадцать пятый не будет счастливым.
Спит самолёт, убаюканный долгим разбегом
Или напуганный до смерти резким отрывом.
Целого нет ничего уже: рана на ране,
Рядом не техники крутятся - дикие звери...
Город не плачет уже о своём ветеране,
Город забыл за полвека былые потери...
Как далека от Поволжья угрюмая Коми!..
Всё только сон - отчего же нет силы проснуться?..
Спит самолёт и во сне вспоминает о доме.
Спит самолёт и по-прежнему хочет вернуться.
...Там, где не встретишь следов даже тропки оленьей,
Там, где тебя лишь снега в холода укрывают,
Спи, наш родной, не вздыхай по ночам от сомнений:
Сны и стихи никогда тебя не забывают...
Ольга Жогло, член Союза журналистов России.
При создании статьи были использованы материалы главы «Царь-самолёт» из книги Сергея Воронова «Славные крылья Отчизны» (2013) и Интернет-дневника «А город подумал - ученья идут...» саратовского блогера Виктора Акста («grau59») на сайте «Турбина.ру».
Предыдущая часть:
Продолжение: