Смирение и терпение идут рука об руку. Высоко значение смирения в учении Иисуса Христа. В чем его смысл и большая важность для человека, вступившего на путь, ведущий к Богу. Давайте вначале обратимся к несомненным авторитетам церкви Христовой.
Святой Антоний Великий.
Братия, Бог говорит через пророка: на кого воззрю, токмо на кроткаго и молчаливаго и трепещущаго словес Моих (Ис. 66:2). И Господь наш в Евангелии говорит: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11:29).
Кто приобрел смирение, тот соделался жилищем Всевышнего Бога и приобрел высоту незлобия, мир и любовь.
Итак, старайтесь быть смиренными и удаляйтесь гордости, свойственной диаволам. Гордость презренна пред Богом, Ангелами и святыми Его.
Кто заражен гордостью – тот участник диавола.
По причине гордости небеса преклонились, основания земли потряслись, бездны возмутились и Ангелы лишились славы своей и сделались диаволами.
Преподобный Силуан Афонский
- «Чтобы спастись, надо смириться. Потому что гордого если и силою посадить в рай, он и там не найдет покоя и будет недоволен и скажет: «почему я не на первом месте?» А смиренная душа исполнена любви и не ищет первенства, но все желает добра и всем бывает довольна».
- «Люди не учатся смирению, и за гордость свою не могут принять благодать Святаго Духа, и потому страдает весь мир».
- «Чтобы победить самолюбие, необходимо всегда смирять себя»
- «Смирившийся уже не станет осуждать ближних своих, ибо сам осудил себя во ад и уповает лишь на милосердие Господне».
- «Душа смиренного – как море, брось в море камень – он на минуту возмутит слегка поверхность, а затем утонет в глубине его».
- «Чрез самоосуждение душа смиряется, и уже нет в ней никаких помыслов, но чистым умом предстоит она Богу. Вот мудрость духовная…»
Преподобный Иосиф Оптинский
- «Кто тебя бранит, за того Богу молись и считай за своего благодетеля, и никак не мсти... Тут-то и учись смирению»
- «Кто свои подвиги замечает и труды считает, тот в гордость впадает. А кто видит свои только грехи и кается в них, тот получает милость Божию…»
- «Не усилия наши, не труды, не время избавляет нас от страстей, а благодать Божия, которая ниспосылается только смиренным…»
- «Не осуждайте никого, всех прощайте, считайте себя худшими всех на свете, и спасены будете»
Что мы видим в советах святых? Что является самым важным? Мы видим, что самое главное – это смирение человеческой гордыни или отказ от своего «Я».
Учение Господа Иисуса Христа является духовным, оно не происходит где-то вне нас. Оно реально и касается нашего внутреннего духовного состояния. Когда в нас звучит оркестр наших мыслей, чувств, эмоций; услышим ли мы нежную музыку флейты вечности. Конечно нет. Нужно научиться слушать себя, созерцать себя – своё внутреннее духовное состояние. Если мы не очистим себя от «Я» мы на духовном плане не сможем соприкасаться с Духом Божьим, мы его не услышим.
Вначале нужно осознать иллюзорность своего «Я». Наше «Я» - это наши мысли о себе, о мире, наши оценки, наше мнение о жизни, чувства и эмоции. Все это придумано и недостоверно, откажитесь от этого совершенно спокойно.
Нужно осознать единство с Жизнью и с Богом. Нам в жизни все дано, но мы здесь ничего не создали и не заслужили – это факт. Никакой значимости мы пока не имеем. Здесь на Земле одна задача, научится правильно жить и понять духовную сторону жизни, чтобы жить среди воспитанных и порядочных людей.
Не жить, так как в мире: за счёт обмана, лжи, насилия и унижения. Мир весь придуман людьми и пропитан ложью и эгоизмом, даже чувства и эмоции у человека эгоистичны. В нас полно греха и это нужно осознать, а главное понять, что от этой пошлости нужно избавляться.
Мы должны принять свою греховность, свою незначительность и понимание того, что мы не имеем права судить никого, в виду своего несовершенства. Все это познание приводит к пониманию истинной нашей личности и пониманию, что мы сосуды в духовном плане. Чем мы наполнены, тем и являемся, и суд с нами пребывает. Примите формулу Иисуса Христа: «Я есмь». Все остальное выведите за рамки вашего сознания. Все остальное это информация различного рода с ней мы должны работать, но не олицетворяться.
Когда мы начинаем духовно работать над собою на основании принятых позиций, мы сталкиваемся со своим ложным «Эго». Делом в том, что всему, что в нас является грехом, мы дали право на жизнь в своём сознании и греховное обрело в нас реальность и требует право на жизнь. Эта наша часть сознания в классическом понимании - нечистый дух.
Что делать? Безусловно, стоять на позиции Истины и все попытки сломать нас, перетерпеть, не давать шанса для подпитки нечистого духа, ни действием, ни мыслями и чувствами. Нужно угасить пламя нечистой греховной страсти. Здесь все средства хороши и молитва, и посещение Церкви и размышление о Боге. Все, что полезно, для того чтобы устоять в нашей вере. В результате данного процесса вырабатывается и укрепляется в нашем сознании сила и культура смирения. Господь сказал: «Перетерпевший до конца, спасётся». Когда мы переработаем в себе нашу нечистоту и освободимся от ложного «Я», мы внутренне приходим к осязаемой чистоте и покою и только в этом момент осознаем тяжесть ига нашего «Эго». Когда душа становится чиста, мы начинаем чувствовать Божий Дух. Начинает проявляться свет. Свет не материальный, но духовный, который был от Начала.
Не будьте всего лишь книжниками и знатоками закона, помните, что чрез духовные действия совершается работа. Хорошее знание - это лишь часть дела. Дух нужно стяжать, так учил святой Серафим Саровский.