Главный миф в советской историографии, что советская авиация в предвоенные годы сильно отстала в своем развитии. И ссылаются на успешные действия немецкой авиации в начальный период, когда якобы еще не была освоена новая техника, а старые самолеты морально устарели. Вот об этом "морально устарели" и стоит поговорить.
Итак над небом Испании появляется немецкий истребитель Ме-109 В, сравнимый по скорости и маневренности с советским И-16, что показали испытания добытых по случаю немецких истребителей. И вот тут стоит разоблачить миф, созданный мемуарами Яковлева, еще одного конструктора истребителей, что якобы было благодушие в рядах руководства созданное высокими летными качествами самолета. И-16 постоянно проходил модернизацию. Когда над той же Испанией появился Ме-109 Е, превосходивший "Ишачка" по скорости, также окольными путями были доставлены новые истребители и испытания показали, что с увеличением скорости маневренность мессершмитта упала. Данная тенденция сохранялась на каждом из последующих моделей.
И вот теперь самое время вернуться к И-16, непревзойденные маневренные качества которого трудно оспорить. Но главная беда- сильное отставание в скорости и как результат объявление морально устаревшим и не поддающимся дальнейшей модернизации. Чьими устами это было объявлено трудно сказать, но тот же Яковлев, будучи зам наркома НКАП по новой технике, а до этого главным конструктором КБ НКАП, не мог не знать, что Поликарпов начал глубокую модернизацию "Ишачка". Его самолет И-180 на 70 % является продолжением И-16, при этом модернизация затрагивала только механизацию самолета и установка нового двигателя М-88, а планер оставался без изменений. И только на втором типе И-180 размах крыла увеличился на метр, что для того времени не считалось огромной переделкой. Новый-старый И-16 тире И-180 превосходил по своим ТТХ (скорость, маневренность и дальность) как Ме-109, так и выигравшие конкурс Як-1 и Лагг-3. И тут возникает вопрос : "А так ли было важно летчику крутит ли он рычаг 48 раз или убирает шасси нажатием кнопки , если в руках у него знакомый ишачок с двигателем М-88 и соперничавший на равных с немецким истребителем". И почему в Горьком начали выпуск Лагг-3, вместо И-16 и его модернизацией И-180. Разговоры о том, якобы двигатель М-88 считался ненадежным и это причина, не состоятельны. Двигатель довели в конце 40-го, но даже с находящимся в серии двигателем М-87 И-180 не уступал яковлевским машинам. И почему уже во время войны, когда стало понятно, что новейшие советские истребители уступают мессеру не только в скорости, но и в маневре, не был налажен выпуск И-16 с двигателем М-88, на эвакуированном в Баку заводе по выпуску УТИ-16 . И почему срочно не было начато переоборудование мощными двигателями М-88 многочисленного парка И-16. И когда сегодня говорят, что СССР подошел к войне уступая в качестве самолетов , можно с уверенностью сказать , качество самолетов было на высоте и небольшое отставание в мощности двигателя удалось преодолеть уже к середине 40- го года. А далее выводы пусть делает каждый сам.
То же самое можно сказать и по бомбардировщикам, еще весной 1940-го года прошел испытания и начато серийное производство модернизированного СБ, получивший название АР-2. Пикирующий бомбардировщик по воим ТТХ превосходящий немецкие Ю-87 и сравнимый с Ю-88, а Ил-4 как минимум не уступал основному немецкому бомбардировщику, начала войны, Ме-112. И непонятна спешка с которой в серию продвигался переделанный из истребителя сопровождения бомбардировщик Пе-2, уступавший как Ар-2, так и уже запускавшемуся в серию ВИТ-2 Поликарпова и проходящему испытания Ту-2 Туполева.
Ясно одно-Сталину докладывались отнюдь не те данные, которые были на самом деле, а о существующих недостатках сильно сгущали краски. В действительности перспективные модели задвигались в сторону, всячески мурыжились, что и послужило в последствии причиной для судебного разбирательства, с приговорами по расстрельной статье. А не попавшие под приговор руководители Наркомата авиационной промышленности, оставили мемуары, полностью искажавшие картину предвоенного состояния авиации и умалчивая истинные причины приговора.
Подписывайтесь на канал и голосуйте