Найти тему

Крылатые убийцы

… Резко вскинув бровь, прокуратор метнул неприязненный взгляд ввысь: ишь ты, кружит да кружит, и дела ей ни до чего нет. И все же подумалось ему, что эта птица словно император в небе. Не случайно, видимо, императорское величие символизирует орел – голова с мощным клювом, хищный глаз, прочные, как железо, крылья. Таким и должен быть император!*
* «Плаха», Ч. Айтматов

Golden eagle, или скромно по-русски «беркут» – самый крупный представитель орлиного рода. Размах его крыльев – свыше двух метров, скорость полета достигает 300 км/час. Король. Да что там король. Император. На службе у человека? Ох вряд ли. Скорее, партнер, а иногда даже друг.

-2
-3

История отношений беркута и человека началась еще в XVI-XIV вв. до н. э. Вскоре ловчих птиц вытеснили собаки – они и хвостом могут повилять, и животик дать погладить. То ли дело беркут – попробуй, погладь его! Да и охотится птица не для человека, а для себя, и если человек запоздает, то может упустить и добычу, и охотника. Однако суровые киргизы расставаться с птицами не пожелали, ведь в старину прирученные беркуты спасали от голодной смерти и лютых степных холодов целые аилы.

Заполучить пернатого охотника – настоящее испытание. Способов два: первый – это поймать взрослую особь с помощью сетей и приманки. Но поймать – это полдела. Главное – «выносить». В прямом смысле. Беркутчи надевает на птицу клобучок (наглазник), опутенки (ремешки, опоясывающие лапы), сажает на руку и начинает «носить». Носят птицу на протяжении нескольких дней, не останавливаясь – зачастую с напарником, иногда в одиночестве. Главная цель – вымотать. Не давать уснуть, не кормить. Спустя несколько дней хищник готов принять пищу из рук человека. Это отправная точка в дрессировке. Дальше птицу учат переходить с одной руки на другую, с руки – на стул, стол – постепенно увеличивая расстояние. В конце концов, беркута берут на дело. Это еще не настоящая охота: охотник на привязи, приманка – тоже. Но начало положено.

Дастан-ата, в гости которому направились мы, выращивает совсем юных птенцов, взятых из гнезда в возрасте 2-3 недель. Это, как вы понимаете, способ номер два. Здесь основная задача – не усмирить, а пробудить охотничьи инстинкты. Сначала в вольер к подросшему птенцу подбрасывается мелкое зверье. Затем хищника начинают притравливать: к коню привязывают лисью шкурку и учат юного беркута настигать и удерживать «добычу». После лисья шкурка сменяется живым мясом, а еще через какое-то время настоящая охота приходит на смену игрушечной. Через 5-6 лет Дастан-ата отпускает прирученных беркутов на волю – размножаться.

Дастан-Ата занимается беркутами всю свою жизнь, также как и его отец, и его прадед, и его прапрадед: охотничьи знания передаются из поколения в поколение. Правда, сыновья самого Дастан-Атыя ушли в политику: киргизские традиции крепки, но нравы изменчивы. Когда Дастан-Ата уже не в состоянии будет заниматься любимым делом, оно полностью перейдет в руки его партнера и родственника – Кубата. Кубат только учится понимать беркутов, зато умеет делать из этого шоу – организует экскурсии и охоту для заезжих путешественников, а его сыновья участвуют в соревнованиях, в промежутке между звездными выступлениями убирая в сарае, выгуливая коней и приручая птиц.

-4

К слову, организация охоты для туристов – это не столько способ заработка, сколько возможность поддерживать древние традиции. Беркут – птица немаленькая, для его пропитания нужно много мяса… И, к слову, сами беркутчи очень обижаются, когда беркута называют птичкой. Беркут – это зверь. А птички – это те, кого беркут ест.

Об организации охоты для нас мы договорились заранее. Нашли фотогеничную полянку, двух фотогеничных зайцев в роли жертв, «заморили» голодом двух охотников, надели на беркутчи национальные одежки (именно в них они выезжают на соревнования), организовали скайп-сессию с Первым каналом, решившим снять материал о фототурах, и приготовились к съемке. Однако выпущенный из мешка заяц бежать не захотел – то ли не разглядел опасность, то ли смирился с участью. Но, в конце концов, воля к жизни возобладала – ушастый рванул, а за ним рванул и беркут. Один-два ложных выпада – и хищник верхом на жертве. Закон природы в действии.

-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14

Беркутчи уже на подходе: хвалит охотника, награждает кусочком мяса и надевает клобучок обратно, заяц тем временем оказывается уже в мешке.

-15
-16

Это, однако ж, не все. Вы ведь помните скорость полета беркута? Нам требуется дубль. Однако, теперь застроптивился второй охотник. Что уж ему не понравилось – то ли обед неаппетитным показался, то ли нашей компании засмущался, но беркут взлетать отказался наотрез. Пришлось вновь обращаться к первому, правда, уже накормленному, зато не такому мнительному товарищу. От добавки беркут не отказался, и мы получили долгожданные картинки.

В завершение знакомства беркутчи покрасовались перед нами на конях и заинтриговали, изобразив фрагменты того, что ждет нас завтра…

-17
-18
-19
-20

Текст: Станислав Белоглазов
Фото: Евгений Волохов, Екатерина Волосникова, Наталья Петрова, Станислав Белоглазов

#фотоед
#фотоед_киргизия

Ставьте лайки, подписывайтесь на наш канал
PS. В следующей серии расскажем про загадочную, но так и оставшуюся запертой дверь в Мачу-Пикчу..