Найти тему
MARKOFFSTONE

Русский гений портретной скульптуры — Ф.И.Шубин.

Один из талантливейших российских скульпторов Федот Иванович Шубной родился в небольшой деревушке Течковская Архангельской губернии в 1740 году. Потомкам он известен как Шубин, но эту фамилию художник взял себе, когда уже учился в Академии художеств в Петербурге.

Федот Иванович Шубин
Федот Иванович Шубин

Отец будущего скульптора и сам был не просто крестьянином, а своего рода художником, он занимался резьбой по кости и перламутру. Это ремесло Федот и освоил в начале своего творческого пути.

Существует легенда, что в молодости Иван Шубной обучал грамоте маленького Михаило Ломоносова, талантливого и любознательного мальчика из соседней деревни, который и составил протекцию юному Федоту.

В 1759 году Федот Иванович Шубной приехал в Петербург и поменяв свою фамилию на более благозвучную — Шубин, попытался попасть в Академию художеств. Однако не смотря на покровительство Ломоносова, который к тому времени был уже заслуженным при дворе императрицы Елизаветы Петровны ученым, будущий скульптор не сразу смог стать студентом. Сначала ему пришлось заниматься в столице тем, что он умел — резать по кости и перламутру, позже ему повезло попасть истопником во дворец императрицы.

Кстати, именно фаворит Елизаветы Петровны, Иван Иванович Шувалов, естественно часто бывавший во дворце, и организовал Академию художеств в 1757 году. И кто знает, как бы сложилась жизнь известного скульптора, если бы ему не пришлось заниматься топкой печей во дворце императрицы, но в 1761 году его наконец зачисляют в Академию художеств.

Первым его учителем был Николя-Франсуа Жилле — французский скульптор, занимающий значимое место в истории русского искусства. За 20 лет преподавания в Академии художеств он стал наставником для целой вереницы талантливых российских скульпторов.

После пяти лет обучения, Федот Шубин заканчивает Академию с Большой золотой медалью. Большой золотой медалью называлась наивысшая награда Академии, которой награждались только те выпускники, которые выдерживали “программу” — экзамен задаваемый Советом Академии. Своеобразную дипломную работу надо было выполнить за сутки после объявления темы. Обычно соревнующимся за медаль выпускникам задавали придумать и нарисовать эскиз картины на библейскую, историческую или мифологическую темы. В год окончания Академии Шубиным тема была выбрана из древнерусской истории. Медаль скульптору принес эскиз барельефа на тему «Убийство Аскольда и Дира Олегом». Кроме этого, художнику была пожалована шпага — символ личного дворянства.

Награждённые Большой золотой медалью могли продолжить образование за границей за счет Академии художеств. Причем довольно щедрое содержание выделялось от трех до шести лет. Как правило, в год вручалась одна, изредка две награды. Поэтому получить Большую золотую медаль считалось великой честью.

После окончания Академии художеств Федот Иванович продолжил обучение сначала во Франции, а позже в Италии.

В Париже скульптор бесплатно продолжил обучение у Жана Батиста Пигаля, который в это время являлся главным скульптором Королевской Академии живописи и скульптуры. Талант скульптора был оценен и стажировку студенту продлили еще на год. После Франции Шубин отправился в Италию. Там, в Риме он изучал скульптуру античности и Возрождения. В это же время в Италию был “сослан” бывший фаворит Елизаветы. Пути скульптора и Ивана Шувалова снова пересеклись. И Шубин работает над бюстами самого И.Шувалова и его племянника.

В конце 1772 года уже состоявшийся мастер возвращается в Россию. И начинает активно творить. У мастера, соприкоснувшегося с мировым классическим наследием нет недостатка в заказах. Он с блеском исполняет портреты ближайшего окружения императрицы. За бюст вице-канцлера А.М.Голицина в 1773 году Екатерина II пожаловала Шубину золотую табакерку и велела ему остаться «собственно при её величестве».

В 1774 году Академия художеств присудила Шубину звание академика. Скульптор получил его за портретный бюст самой императрицы. Хотя стоит отметить, что, согласно уставу, звание академика полагалось только за произведения исторического или мифологического жанра.

Шубин работает в основном с мрамором, очень редко обращается к бронзе. Его работы относят к стилю классицизма. Большинство его скульптурных портретов исполнены в форме бюстов. Скульптора можно назвать довольно плодовитым, он работал быстро, выполняя не менее одного заказа в месяц.

Кроме того, автор много работал над декоративной скульптурой и получил известность, как декоратор. Всего за три года он создал около 60 портретов-медальонов великих царей и императоров российских от Рюрика до Елизаветы Петровны.

В конце 1770-х годов и в 1880-х годах занимался выполнением нескольких больших заказов на монументально-декоративное убранство Чесменского и Мраморного дворцов, Исаакиевского собора и Троицкого собора Александро-Невской лавры.

Чесменский дворец
Чесменский дворец

Например известная серия бюстов братьев Орловых предназначалась, как раз для Мраморного дворца.

По заказу князя Г.А. Потёмкина для Таврического дворца в честь победы над Турцией, скульптор выполнил статую “Екатерина-законодательница”. Статуя вышла монументальной и величественной. Шубин изображает императрицу в образе богини Минервы с большой книгой законов возле руки, что подчеркивает просветительский и реформаторский дух великой императрицы. Однако ожидаемого одобрения самой императрицы это произведение не получило. Может быть все дело в том,что Шубин всегда выполнял портреты без приукрашивания личности, избегал идеализации, а это не всегда нравится публике, которая хочет видеть свое изображение идеальным.

Екатерина-законодательница.
Екатерина-законодательница.

За всю свою творческую жизнь скульптор, переживший царствование нескольких императоров, изваял скульптурные портреты практически всех крупнейших российских государственных деятелей, военачальников, чиновников. Свой собственный облик мастер запечатлел в "Автопортрете" 1790-х годов, хранящемся в Государственном Русском музее в Петербурге.

Шедевром портретного искусства стал знаменитый бюст Павла I, созданный Ф.Шубиным и в бронзе и в мраморе.

Павел I
Павел I

Однако, многие коллеги презрительно называли Шубина «портретным», по поводу чего тот сильно переживал. До конца XVIII века российские коллеги Шубина редко работали над портретами: гораздо больше котировались такие жанры, как историческая, мемориальная, монументально-декоративная пластика.

На протяжении всей жизни отношения скульптора с Академией были натянутые. Он несколько раз подавал прошение о месте, но художнику отказывали. Долгожданное назначение и казенную квартиру он получил только в начале 1803 года. Федота Ивановича Шубина назначили на должность адъюнкт-профессора. А вот старшим профессором скульптор стать так и не успел, он скончался в мае 1805 года, не дожив до своего 65-летия всего несколько дней.

Материалы подготовлены и предоставлены экспертом-консультантом ТД Маркоффстоун Ольгой Севостьяновой. Подписывайтесь на наш канал в Яндекс Дзен и будьте в курсе мемориальной культуры.

Еще больше интересного о мемориальной архитектуре на нашем сайте.