Каждый третий самолёт в России производится в Ульяновске.
Ульяновск неофициально считается авиационной столицей России.
На его территории также расположено еще и одно из крупнейших училищ по подготовке летчиков гражданской авиации.
По общему количеству экспонатов (около 9 тысяч) этот музей является крупнейшим в стране авиационным музеем.
В холле висят некоторые модели летательных аппаратов:
Сходим на поле, покажу вам самые, на мой взгляд, интересные.
Выставленный в музее экземпляр Ту-114 под № 76490 памятен тем, что является одним из четырёх самолётов, бравшихся в своеобразный "лизинг" японской авиакомпанией JAL ("Japan Airlines") - совместная эксплуатация с "Аэрофлотом", при этом на самолёты были нанесены две эмблемы - "Аэрофлота" и "Japan Airlines". Трое его собратьев-японцев до наших дней не дожили.
Также именно ульяновский экземпляр №76490 был выпущен предпоследним из всех Ту-114 (в 1964 году), причём стал тридцатым серийным по счёту.
Легендарный "Кукурузник" Ан-2:
Сейчас в мире эксплуатируется более двух тысяч подобных самолётов, многие из них летают уже более 40 лет.
Як-40:
Это первый в мире реактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний.
Среди выставленных экспонатов есть уникальные.
Например, из 16 выпущенных экземпляров одного из двух в мире сверхзвуковых лайнеров Ту-144 всего два самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах (Москва - Алма-Ата) - это борты под №77109 и 77110, причём сохранился только один из них, он и выставлен в экспозиции музея.
В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144.
Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше "Конкорда".
Однако после второго крушения Ту-144 в испытательном полёте 23 мая 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.
Ближнемагистральный двухдвигательный самолёт:
Ил-86 - первый и самый массовый советско-российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт:
Потребность в таком самолёте возникла в СССР в 1967 году, когда "Аэрофлот" выработал требования к самолёту на 350 мест.
В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяжённости, в постсоветское - вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты.
Як-40 компании "Волга-Днепр" занимающейся крупногабаритными грузоперевозками:
Як-42:
Среднемагистральный пассажирский самолёт, 1975-го года рождения.
Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-154:
До конца первого десятилетия XXI века Ту-154 оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России.
Кстати, эти самолёты до сих пор активно эксплуатируются.
АНТ-4 (ТБ-1):
Первый в мире тяжёлый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик.
Первый полёт состоялся 26 ноября 1925 года.
В 1929 году на таком самолёте был совершён перелёт Москва - Нью-Йорк.
В 1934 году ТБ-1 участвовал в спасении экспедиции парохода "Челюскин".
В музее представлен единственный сохранившийся АНТ-4 из 212-ти выпущенных.
Он - единственный и неповторимый в своём роде, даже плакат на входе висит.
Представляет интерес и экземпляр Ту-116 №76462:
Этот самолёт был произведен на базе бомбардировщика Ту-95 специально для первого лица государства Н.С. Хрущёва.
Из двух экземпляров до наших дней дожил только один.
Самолёт имел встроенную в незначительно переоборудованный фюзеляж бомбардировщика герметичную пассажирскую кабину-капсулу с иллюминаторами, встроенным трапом, включающую в себя два салона на 20 человек, кухню, туалет, служебное помещение.
Ту-124, 1962-го года рождения:
Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов.
Это единственный самолёт на поле, к которому открыт доступ в салон и кабину!
Обратите внимание - напротив каждого ряда кресел есть иллюминатор.
Раньше заботились о комфорте, а не об экономии места..
Приборов - просто дофига, как лётчики вообще в них ориентировались?
Штурвалы до сих пор крутятся и работают в паре:
Ми-1 - многоцелевой вертолёт, разработанный в конце 1940-х годов:
Серийное производство велось в 1954-1960, всего было построено 2680 машин.
Ми-2, тоже в раскраске ГАИ:
Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. Даже в настоящее время Ми‑2 принимает участие в тендерах, соревнуясь со своими преемниками Ка-226 и "Ансатом".
Ми-4. Первый военно-транспортный вертолёт вооруженных сил СССР.
В 1950-1970 гг являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора.
Ил-62.
Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт.
Производился серийно в 1966-1995 годах.
Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу.
В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного ("борт № 1") - в СССР, Российской Федерации и Украине.
Тяжёлый многоцелевой вертолёт Ми-6:
Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе как в военном, так и в гражданском вариантах. В 1964-1978 годах поставлялся на экспорт.
Он просто огромен!
Чехословацкий Л-410 "Turbolet":
Первый в послевоенное время самолёт зарубежного производства, вышедший на советские воздушные трассы.
Польский М-15 "Belfegor":
Это единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолёт.
Разработан и производился в Польше в 1970-е годы по заказу СССР.
За свой странный вид получил название "Бельфегор" - демон.
Ан-24:
Турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости.
Ан-14 "Пчёлка":
Разрабатывался для замены Ан-2, но так и не смог заменить его.
Особенность экспозиции - практически все летательные (и не только) аппараты прибыли к месту расположения музея своим ходом!
В целом, музей отличный.
Даже несмотря на то, что некоторые самолёты выглядят не очень презентабельно из-за отлупившейся краски.
Но это дело поправимое - периодически цвета обновляют.
Кстати, с одним из экспонатов связан интересный случай.
На поле припаркован на вечную стоянку ТУ-134А (на заднем плане фотографии).
Дело в том, что этот борт (б/н СССР-65748) снимался в фильме Эльдара Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в России".
Съёмки проводились летом 1973 года на учебном аэродроме Ульяновского авиационного училища. На самом деле посадка совершалась не на шоссе, а на взлётно-посадочную полосу, на которую была нанесена автодорожная разметка. За рулями автомобилей, сновавших по шоссе, также находились лётчики, но во время непосредственного приземления автомобилей на полосе не было - в фильме отчетливо видно, как автомобили движутся по обочинам.
Для съёмок вдоль полосы высадили деревья, установили светофоры, киоски, а также указатель "Москва - 140 км".
Так вот, эту историю рассказывают работники музея, но при этом немного привирают - на самом деле самолёт в фильме был с другим номером.
А вот всё остальное - чистая правда.