Найти тему
Попутного Ветра!

Музей гражданской авиации в Ульяновске - здесь представлен единственный сохранившийся сверхзвуковой ТУ-144

Оглавление

Каждый третий самолёт в России производится в Ульяновске.

Ульяновск неофициально считается авиационной столицей России.

На его территории также расположено еще и одно из крупнейших училищ по подготовке летчиков гражданской авиации.

По общему количеству экспонатов (около 9 тысяч) этот музей является крупнейшим в стране авиационным музеем.

В холле висят некоторые модели летательных аппаратов:

-2

Сходим на поле, покажу вам самые, на мой взгляд, интересные.

Выставленный в музее экземпляр Ту-114 под № 76490 памятен тем, что является одним из четырёх самолётов, бравшихся в своеобразный "лизинг" японской авиакомпанией JAL ("Japan Airlines") - совместная эксплуатация с "Аэрофлотом", при этом на самолёты были нанесены две эмблемы - "Аэрофлота" и "Japan Airlines". Трое его собратьев-японцев до наших дней не дожили.

-3

Также именно ульяновский экземпляр №76490 был выпущен предпоследним из всех Ту-114 (в 1964 году), причём стал тридцатым серийным по счёту.

Легендарный "Кукурузник" Ан-2:

-4

Сейчас в мире эксплуатируется более двух тысяч подобных самолётов, многие из них летают уже более 40 лет.

Як-40:

-5

Это первый в мире реактивный пассажирский самолёт для местных авиалиний.

Среди выставленных экспонатов есть уникальные.

Например, из 16 выпущенных экземпляров одного из двух в мире сверхзвуковых лайнеров Ту-144 всего два самолёта занимались перевозками пассажиров на регулярных трассах (Москва - Алма-Ата) - это борты под №77109 и 77110, причём сохранился только один из них, он и выставлен в экспозиции музея.

-6

В настоящий момент является наиболее комплектным из всех сохранившихся Ту-144.

-7
-8

Первый полёт Ту-144 состоялся 31 декабря 1968 года, на два месяца раньше "Конкорда".

Однако после второго крушения Ту-144 в испытательном полёте 23 мая 1978 года, всего через семь месяцев после начала коммерческой эксплуатации, Аэрофлот прекратил сверхзвуковые пассажирские рейсы.

-9

Ближнемагистральный двухдвигательный самолёт:

-10

Ил-86 - первый и самый массовый советско-российский пассажирский широкофюзеляжный самолёт:

-11

Потребность в таком самолёте возникла в СССР в 1967 году, когда "Аэрофлот" выработал требования к самолёту на 350 мест.

В советское время основным назначением Ил-86 были внутренние регулярные рейсы средней протяжённости, в постсоветское - вместительная машина стала использоваться для выполнения чартерных рейсов на популярные курорты.

Як-40 компании "Волга-Днепр" занимающейся крупногабаритными грузоперевозками:

-12

Як-42:

-13

Среднемагистральный пассажирский самолёт, 1975-го года рождения.

-14

Самый массовый советский реактивный пассажирский самолёт Ту-154:

-15

До конца первого десятилетия XXI века Ту-154 оставался одним из основных самолётов на маршрутах средней дальности в России.

Кстати, эти самолёты до сих пор активно эксплуатируются.

АНТ-4 (ТБ-1):

-16

Первый в мире тяжёлый цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик.

Первый полёт состоялся 26 ноября 1925 года.

В 1929 году на таком самолёте был совершён перелёт Москва - Нью-Йорк.

В 1934 году ТБ-1 участвовал в спасении экспедиции парохода "Челюскин".

В музее представлен единственный сохранившийся АНТ-4 из 212-ти выпущенных.

Он - единственный и неповторимый в своём роде, даже плакат на входе висит.

-17

Представляет интерес и экземпляр Ту-116 №76462:

-18

Этот самолёт был произведен на базе бомбардировщика Ту-95 специально для первого лица государства Н.С. Хрущёва.

Из двух экземпляров до наших дней дожил только один.

Самолёт имел встроенную в незначительно переоборудованный фюзеляж бомбардировщика герметичную пассажирскую кабину-капсулу с иллюминаторами, встроенным трапом, включающую в себя два салона на 20 человек, кухню, туалет, служебное помещение.

Ту-124, 1962-го года рождения:

-19

Ту-124 фактически является уменьшенной копией ранее разработанного Ту-104, и оба типа схожи внешне, но различаются размером, а также конструктивным исполнением некоторых агрегатов.

-20

Это единственный самолёт на поле, к которому открыт доступ в салон и кабину!

-21

Обратите внимание - напротив каждого ряда кресел есть иллюминатор.

Раньше заботились о комфорте, а не об экономии места..

-22

Приборов - просто дофига, как лётчики вообще в них ориентировались?

-23
-24

Штурвалы до сих пор крутятся и работают в паре:

-25
-26

Ми-1 - многоцелевой вертолёт, разработанный в конце 1940-х годов:

-27

Серийное производство велось в 1954-1960, всего было построено 2680 машин.

Ми-2, тоже в раскраске ГАИ:

-28

Широко применяется для выполнения множества гражданских и военных задач. Даже в настоящее время Ми‑2 принимает участие в тендерах, соревнуясь со своими преемниками Ка-226 и "Ансатом".

Ми-4. Первый военно-транспортный вертолёт вооруженных сил СССР.

-29

В 1950-1970 гг являлся основным транспортно-десантным вертолётом стран Варшавского Договора.

Ил-62.

Первый советский реактивный межконтинентальный пассажирский самолёт.

-30

Производился серийно в 1966-1995 годах.

Треть всех выпущенных машин поставлялась на экспорт в социалистические страны, в первую очередь на Кубу.

В течение нескольких десятилетий Ил-62 служил и служит в качестве правительственного ("борт № 1") - в СССР, Российской Федерации и Украине.

Тяжёлый многоцелевой вертолёт Ми-6:

-31

Строился с 1959 года на Ростовском вертолётном заводе как в военном, так и в гражданском вариантах. В 1964-1978 годах поставлялся на экспорт.

-32

Он просто огромен!

Чехословацкий Л-410 "Turbolet":

-33

Первый в послевоенное время самолёт зарубежного производства, вышедший на советские воздушные трассы.

Польский М-15 "Belfegor":

-34

Это единственный в мире реактивный сельскохозяйственный самолёт.

Разработан и производился в Польше в 1970-е годы по заказу СССР.

За свой странный вид получил название "Бельфегор" - демон.

Ан-24:

-35

Турбовинтовой пассажирский самолёт для линий малой и средней протяжённости.

Ан-14 "Пчёлка":

-36

Разрабатывался для замены Ан-2, но так и не смог заменить его.

Особенность экспозиции - практически все летательные (и не только) аппараты прибыли к месту расположения музея своим ходом!

-37

В целом, музей отличный.

Даже несмотря на то, что некоторые самолёты выглядят не очень презентабельно из-за отлупившейся краски.

Но это дело поправимое - периодически цвета обновляют.

Кстати, с одним из экспонатов связан интересный случай.

На поле припаркован на вечную стоянку ТУ-134А (на заднем плане фотографии).

-38

Дело в том, что этот борт (б/н СССР-65748) снимался в фильме Эльдара Рязанова "Невероятные приключения итальянцев в России".

Съёмки проводились летом 1973 года на учебном аэродроме Ульяновского авиационного училища. На самом деле посадка совершалась не на шоссе, а на взлётно-посадочную полосу, на которую была нанесена автодорожная разметка. За рулями автомобилей, сновавших по шоссе, также находились лётчики, но во время непосредственного приземления автомобилей на полосе не было - в фильме отчетливо видно, как автомобили движутся по обочинам.

Для съёмок вдоль полосы высадили деревья, установили светофоры, киоски, а также указатель "Москва - 140 км".

Так вот, эту историю рассказывают работники музея, но при этом немного привирают - на самом деле самолёт в фильме был с другим номером.

А вот всё остальное - чистая правда.

Всем Попутного Ветра!

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал о путешествиях!

Впереди вас ждет много чего увлекательного!