Очередная глава из учебника по прогрессивному металу
Пожалуй, мало кто возьмётся спорить, что легендарная группа Dream Theater является самой техничной из разнокалиберного эшелона исполнителей прогрессивного метала.
Ну и также с тем, что, создав такие нетленные шедевры, как Images and Words, Metropolis Pt. 2: Scenes from a Memory и Six Degrees of Inner Turbulence, коллектив навсегда вписал своё имя в анналы музыкальной истории.
Кроме того, стоит упомянуть их высокую работоспособность и систематичность подхода – ребята стабильно выдают по альбому в промежутке от одного до максимум трёх лет, ведут активную концертную жизнь и даже бывают заняты в сторонних проектах.
Но наибольших успехов музыканты достигали тогда, когда умудрялись максимально сблизить виртуозность с ловко пойманной мелодичностью, удачно вписав эти моменты в структуру своих витиеватых композиций.
После крепкого и свежего Distance over Time, на котором вышеупомянутый баланс был убедительно и удачно выдержан, новая работа «Драмтеатра» может поначалу показаться стандартной и даже немного выхолощенной. Но к ней стоит вернуться несколько раз и распробовать имеющуюся палитру вкусов.
К пятнадцатому студийнику прог-метал-команде, чей креативный фокус практически не направлен на простые хиты и мелодии, не мудрено выдохнуться, ударившись в самокопирование. И в какой-то мере такая угроза незримо витает в общем привычном облике очередного релиза, на котором группа словно перемешивает знакомые элементы и старые находки в иной последовательности.
Но вся соль в том, как она это делает, а также в ответе на два вопроса:
1) Переходит ли количество в качество?
2) Образуются ли новые вещества и связи при перегонке известных компонентов?
Сделано всё как всегда на высоком уровне.
Надо отдать должное сыгранности членов коллектива и микроскопический «подогнанности» составляющих – настолько слаженно звучат все инструменты и компоненты, за которые они отвечают в механизме альбома. Причём, независимо от уровня самих песен.
Будь то вступительная The Alien, на которой группа не отходит от проверенной формулы и не выдаёт ничего нового, помимо высокотехничного и быстрого инструментала, проблёскивающей мелодии и протяжного вокала Лабри.
Или же сингловая Invisible Monster – скоростной номер, звучащий наиболее стандартно и похоже на всё, что группа делала раньше, предлагая те же ходы, только в иной очерёдности. Разве что финальный гитарный проигрыш, перед заключительным повтором припева, может привлечь слух.
Или возьмём Sleeping Giant, которая, как ни странно, могла бы быть лучше без прогрессивных составляющих, выглядящих порой как искусственно приколоченные части, не дающие композиции расправить крылья. Тут содержится один из лучших припевов, созданных группой на альбоме, и, продираясь сквозь дебри гитарных запилов, да россыпей ударных (которые, конечно же, впечатляют), ищешь именно его. Но даже в таком виде это одна из лучших долгих песен на пластинке.
Зато на Transcending Time происходит именно то, что нужно. На коротком по меркам группы номере блистают Петруччи с Рудесом, выдавая не столько техничный, сколько мелодичный союз переплетающихся гитары и клавишных, доказывая, что всё гениальное – просто. Инструментальная часть тут, как это нередко происходит у группы, превосходит вокальную и Лабри лишь дополняет одну из лучших песен альбома, а не берёт бразды правления в руки (наверное, к лучшему).
На Awaken The Master неплохо создано и передано ощущение какого-то таинственно-возвышенного магического места, в котором разворачиваются события. Словно бы нам приоткрывают завесу над потусторонним, скрытым миром. Хотя, если смотреть на приёмы выражения, то мы опять не находим ничего нового, лишь смешение того же в других пропорциях.
Ну а лучший прогрессив в виде краткого руководства обнаруживается на Answering the Call. Помимо отличного вступления, тут есть и симфонические вставки, и какие-то восточные мотивы. Песня то рассыпается на фрагменты, то снова собирается вокруг основы, то уносится ввысь, то пригвождает яростным катком к земле. Семь с половиной минут сжимаются и становятся почти незаметными за развитием композиции.
Заглавная же тема разворачивается двадцатиминутным эпосом про выход за пределы собственных возможностей с целью достигнуть вершины мира. С технической стороны – это действительно пик, которого достигает коллектив, выдавая одно зубодробительное соло за другим. Что же до содержания, то оно, как это порой бывает у такого рода магистралей, неоднозначное: какие-то куски проносятся нагруженными товарняками, где перевозимый груз сложно разглядеть; а какие-то части способны увлечь и потянуть за собой в опьянённые прог-металом просторы (большинство – во второй части состава).
На выходе получаем больше классический альбом: довольно крепкий и, несомненно, новый.
Конечно же, можно не ходить по впечатляющей лаборатории Dream Theater, заглядывая в каждую колбу и пробирку, а просто послушать альбом и задать простые вопросы.
«Это та же группа или уже хуже?»
Определённо – та.
«Звучат ли они здесь свежо или всё это мы уже слышали?»
Парадокс, но «Да» и «Да».
Ну и наконец: «Понравилось ли?»
Пожалуй, что да.
Конечно же, все те вызовы и риски, которые я обозначил, стоят перед любым матёрым исполнителем. И весь его опыт, профессионализм, а также творческие амбиции должны быть посильны это преодолеть, достигнув вершины мира.
Ну а в случае с Dream Theater можно точно добавить – «Терпение и труд всё перетрут».
Оценка: 3,5/5
Источник изображений: www.discogs.com