Найти тему
ArtLanger

Искусственные языки и где они обитают

Создание искусственных языков - очень старое развлечение людей. Многие из таких языков, или, как их еще называют, конлангов (от английского constructed languages), были созданы по разным причинам: чтобы облегчить общение между носителями разных языков, чтобы сделать художественные произведения правдоподобнее, как попытка создать идеальный язык или для  самым известным и популярным из них стал эсперанто, хотя и многие другие тоже претендовали на то, чтобы сделаться международными языками.

Особенно бурным интерес к конлангам был в конце XIX — XX веках: видимо, ему способствовало развитие средств коммуникации. Сегодня мало кто верит, что какой-нибудь искусственный язык сможет претендовать на статус глобального языка, хотя мировое сообщество эсперантистов и насчитывает около 2 миллионов человек. Тем не менее люди продолжают изобретать искусственные языки. Некоторые из них служат практическим целям, а многие используются в художественных произведениях или как форма искусства или экспериментов.

Искусственные языки часто встречаются в литературе и в кино — такую вид конлангов именуют артлангами. Такие языки создаются с целью придания большей глубины и видимости правдоподобия. Согласитесь, будет странно, если персонаж фильма прилетает на ранее неизвестную планету, знакомится с аборигенами, которые внезапно говорят на английском. Как-то неправдоподобно, правда? О некоторых из них — как о широко известных, так и о почти неизвестных, как об имеющих детально разработанную грамматику, так и о языках лишь с несколькими проработанными чертами — мы и поговорим ниже.

Языки Толкина

Эльфы Средиземья (Властелин Колец) говорят на полностью разработанных языках
Эльфы Средиземья (Властелин Колец) говорят на полностью разработанных языках

Джон Рональд Руэл Толкин был не только писателем, но и известным филологом, специалистом по древнегерманским и кельтским языкам. Но, пожалуй, даже больше, чем научной работой, он был увлечен конструированием языков — неудивительно, что на этом поприще его наследие оказалось особенно объемным.

За свою жизнь Толкин изобрел несколько десятков языков, большинство из которых объединяются в эльфийскую семью. Самые известные из них — это квенья и синдарин. Толкин чрезвычайно подробно разработал их грамматику, а главное — историю: в отличие от большинства других искусственных языков про толкиновские языки мы знаем, как они изменялись со временем. Многие особенности Толкин позаимствовал из известных ему естественных языков. Так, протоэльфийское окончание множественного числа -ī в ходе развития языка синдарин отпало, вызвав чередование гласных в основе: brannon ‘господин’ ~ brennyn ‘господа’, urug ‘орк’ ~ yryg ‘орки’. На первый взгляд это может показаться странным, но именно так возникли неправильные формы английского множественного числа: man ‘мужчина’ ~ men ‘мужчины’ происходит от прагерманского *mann- ~ *manni-, foot ‘нога’ ~ feet ‘ноги’ — от *fōt- ~ *fōti-. Еще чаще такое чередование встречается в валлийском языке: castell ‘за́мок’ ~ cestyll ‘за́мки’.

Для своих языков Толкин разработал не только грамматику, но и письменности. Самый известный из толкиновских алфавитов — это тенгвар (в переводе с квенья — «буквы»), созданный эльфом Феанором. Этот алфавит применялся для самых разных языков. В частности, именно им выполнена надпись на Черном наречии на Кольце Всевластья (заметим, что Черное наречие не входит в эльфийскую семью и совсем не похоже на квенью и синдарин):

Литература (отчасти даже научная!) по языкам Толкина огромна: тем, кто захочет ими заняться, в качестве первого источника для ознакомления можно порекомендовать Википедию — и в английской, и в русской версии им посвящено множество статей.

Клингонский

Представители инопланетной расы Клингонов из сериала "Звездный путь"
Представители инопланетной расы Клингонов из сериала "Звездный путь"

Всем поклонникам сериала «Звездный путь» в той или иной мере знаком клингонский язык, который был создан лингвистом Марком Окрандом в середине 80-х годов. Им пользуется инопланетная цивилизация человекоподобных клингонов.

Этот язык особенно славится своей фонетикой. Фонетика языка использует ряд затрудняющих носителя индоевропейских языков (семья включающая большую часть языков Европы и Индии) звуков, в том числе гортанную смычку и другие, экспортированные из разных языков американских индейцев для создания подчёркнуто «чуждого» звучания. В нем два десятка согласных, и кажется, что это немного — но среди них есть совсем редкие звуки, например tlh (глухое слитно произнесенное [тл]) и Q (произносимое очень глубоко во рту [кх]).

Еще один характерный клингонский звук — это ’, так называемая гортанная смычка: то, что мы произносим между гласными, когда говорим «не-а». Не менее примечательно и то, какие звуки отсутствуют в системе: например, в клингонском есть глухое зубное t и звонкое D, произносимое с загнутым назад кончиком языка, но нет их пар по глухости/звонкости — звонкого d и глухого T.

В клингонской грамматике важную роль играют суффиксы, которые могут склеиваться в длинные цепочки. Естественные языки, устроенные таким образом, принято называть агглютинативными. К их числу относится, например, турецкий. Достаточно сравнить клингонское слово QaghHommeyHeylIjmo’ ‘из-за твоих кажущихся ошибочек’ и турецкое слово kıtaplarımızdan ‘от наших книг’, чтобы убедиться, насколько они близки по структуре:

На клингонский язык переведено несколько книг, в частности «Гамлет». Кроме того, когда в 2013 году на экраны вышел фильм «Стартрек: Возмездие», компания Microsoft включила в свою систему Bing, которая используется, в частности, в Facebook, клингонский язык. Но к сожалению (или к счастью?), качество машинного перевода на клингонский, оставляет желать лучшего.

Дотракийский

Воинственный народ Дотракийцев из вселенной "Игры Престолов"
Воинственный народ Дотракийцев из вселенной "Игры Престолов"

Дотракийский язык был разработан в условиях двух существенных ограничений – во-первых, соответствие книгам, а во-вторых, это должно было быть легко произносимым или усвоенным актерами. Эти два ограничения повлияли на грамматику и фонологию языка.

Разработчик языка Дэвид Дж. Питерсон из Общества создания языков (англ. Language creation society) был выбран на конкурсной основе — один из 35 кандидатов. Питерсон опирался на три главных принципа:

  • Соответствие миру Мартина. В книгах не так много ориентиров для разработки языка, всего пара значащих слов и несколько десятков имен, что позволяет определить звучание и задает вектор в подходе к языку. Так, в книгах указаны порядок слов (подлежащее — сказуемое — дополнение: я владею пятью лошадьми), порядок прилагательных после существительных, отсутствие глаголов-связок. Питерсон учитывал также контрастный характер культуры дотракийцев.
  • Художественное благозвучие. Причём, имея в виду назначение языка, он должен также хорошо запоминаться.
  • Теоретическая осмысленность. Главной аналитической основой для дотракина в версии Питерсона послужили его собственные наработки, основанные на естественных языках: русском, турецком, эстонском, инуктитуте (крайний север Канады) и суахили.

‍В 2012 году 146 новорожденных девочек в Соединенных Штатах были названы «Халиси», дотракийским термином для жены кхала или правителя, и титул, принятый в сериале Дейенерис Таргариен.

Дотракийский и валирийский были описаны как «самые убедительные вымышленные языки со времен эльфийского языка».