За тридцать лет изучения СССР после его развала, жизнеописание советского социализма, как исторического феномена, утратило всякую целостность. Оно потеряло даже ту целостность, которую имело в советских общественных науках, рабски подчинённых верхушке КПСС, и в Западной советологии – слепленной из антисоветских парадигм.
Советская история превратилась в игру случайностей и произвол личностей, к одной из которых обычно относят Берию.
Между тем, в советской истории ничто не было случайным, а любой произвол в ней был задан и определен процессами глубинного порядка.
Жизнь Берии проходила во взаимовлиянии с другими ключевыми персонами эпохи, но никто из них не действовал независимо от тех социальных сил, которые подлинно творили историю. Многое зависело от их собственного осознания этих сил, от их выбора к какой из них примкнуть, но даже те, кто отказывался сделать свой выбор, были загнаны в служение одной из этих глубинных сил.
Свой выбор сделали Ленин, Троцкий, Сталин, - главные творцы ранней советской истории, - а также Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков, - ее «на языцех» гранды. Берия был среди тех политиков его поколения, кто сделал свой выбор в самом начале пути, осознанно и целеустремлённо.
В этом заключён потенциал его профессионального и политического успеха, это позволило раскрыться тем дарованиям, которыми он был наделён, и это-же определило те его поступки, которые кажутся отталкивающими сегодня.
Это-же приведет Берию, - спустя полтора десятилетия от тех событий, которыми закончена данная часть его биографии, - к падению.
Волею Провидения и собственными усилиями Берия оказался в самом эпицентре советской истории 1920-х – 1930-х годов. Изучение его биографии позволяет увидеть ее совсем иначе, чем привычные сегодня стереотипы, которые навязывают читателю как популярная, так и академическая историография. Та и другая, отказываясь от социальных методологий, отвергают тот аналитический потенциал, что наработали общественные науки при изучении других эпох, явлений и людей.
Эти методологии не должны быть непременно марксистскими, - ХХ век принес в историческую науку социальные теории и методы анализа, в том числе, Макса Вебера, Майкла Манна, Вальтера Рансимена, Чарльза Тилли, - но они должны быть. Отказываясь от социального анализа, исторические исследования, в том числе исследования биографического жанра, оказываются неспособны применять новейшие инструменты, такие как просопография (изучение групповых биографий), историческая социология, интеллектуальная история.
Они теряют возможность критического анализа и интеграции источников, и в результате, - оказываются неспособны извлечь доступную в них информацию.
Историки попадают в рабство «документарному сырью» – неосмысленному потоку архивных документов и свидетельств советской эпохи, в котором пытаются проложить свой путь исходя из личных предпочтений и политического заказа.
Но доступное «документарное сырье» советской эпохи крайне неравномерно распределено по сферам и объектам исследования, а доступное – крайне разнопланово и неравнозначно.
Жизнь Берии, как объект исследования, является одним из примеров, где, порой, историки захлебываются в обилии материалов, а чаще, - замазывают зияющие пробелы ничтожными сплетнями и домыслами. Ждать, что когда-то эти пробелы будут закрыты «всплытием» обилия новых документов – не стоит.
Многие архивы были уничтожены и погибли, - а уцелевшие, в силу специфики деятельности Берии, связанной с «тайнами» государственными и ведомственными, - не будут доступны в «объективном» виде никогда. Часть документов в них останется непременно навеки закрыта или уничтожена.
В силу этих-же факторов, значительная часть жизни Берии не задокументирована и не откроется в виде документов никогда. И наконец, архивные документы не являются источниками «прямого прочтения», - написанное в них передает реальность лишь отчасти и искаженно.
Их применение как «истины» является грубой ошибкой, изжитой историками более далекого прошлого, но постоянно повторяемой писателями на тему СССР. Только новые исследовательские методики позволят подлинно понять явления, происходившие в «документарных пустотах», критически оценить сведения в документах, ранжировать их и свести в единую картину.
Это исследование, наряду с изучением жизни Берии, призвано доказать, что применение социального анализа и новых исторических методологий к изучению советской истории не только возможно и плодотворно, - оно необходимо.
-------------------------------------------------------------
Данная статья является второй частью синопсиса моей книги «Берия. Заговорят Классы. 1899–1939»
Приобрести электронную версию книги можно тут ☞︎︎︎ «Берия. Заговорят классы»
_____________________________________
Мои ресурсы:
•Блог по военной истории Раннего Нового времени
_____________________________________
#Широгоров #Берия заговорят Классы #Владимир Широгоров #история ссср #берия #биография берии #ссср #марксизм #троцкий #ломинадзе