Найти тему
Путь к Мечте 💰

О книгах и не только...

Много сейчас разговоров о том что «молодёжь не та и книжек не читает». А, между тем, «не той» молодёжь бывала ещё во времена Базарова. Старшему поколению всегда кажется что молодые не так живут, не правильно думают и не те книжки читают.

Вот например, мой отец очень любил Эдгара По. И всеми силами мне его юмористические рассказы навязывал. Я их читала. Я тогда вообще очень много читала. Можно сказать что «всё подряд, без разбора». Но рассказов этих не понимала от слова «совсем». Не смешные они какие-то для младшеклассника. Вот взрослый человек отыщет в них и глубокий смысл и тонкую иронию, а ребёнок - нет. 

Но мои родители читали сами и меня к чтению приобщали. Ещё до школы читали мне вслух «самиздатовское» Собачье Сердце запрещённого тогда Булгакова. Какие-то другие книги тоже читали. Наверное и «подходящие по возрасту» тоже. Но их я не помню, а Собачье Сердце - помню. 

Позже, в школе мне очень повезло с учителем Литературы. Она учила нас, специально, целенаправленно: высказывать своё собственное мнение о прочитанной книге. Отличное от того что указано в учебнике, отличающееся от того что можно встретить в критической литературе. Знаю что многим этот опыт пригодился в дальнейшей жизни. А тогда мы просто читали, то что задано и обсуждали что поняли. Прямо на уроках спорили, и на переменах «догоняли урок». 

Не стану врать что весь класс читал всю заданную на лето литературу. Нет, конечно! Кто-то уезжал к бабушке в деревню, где нет библиотеки. Кто-то не смог найти книгу. А кто-то просто ленился. В этом плане мы были совершенно такими же, как и современные подростки. Разве что на гаджеты не отвлекались, по причине отсутствия их как «идеи». Городские-то телефоны не у всех тогда были. 

Одним словом, как-то так получилось что читать я люблю. И читаю. А чтобы было не скучно, чтобы было с кем обсуждать прочитанное - приобщаю к чтению детей. 

Наверное, стоит упомянуть что читать они умеют и любят. Поэтому с проблемой «читать домашнее задание» я не сталкивалась и как её решить не знаю, не могу подсказать. Это математику можно не понять. Или какую-нибудь таблицу по истории не заполнить. А чтение, литературу как-то особенно «делать», по моему не надо: прочитал ребёнок что задано - и довольно! 

Забавно что стихи учат все дети по разному. Старший сын учил стихи с помощью младшей сестры. Она тогда в сад ходила, но читать умела. То есть отследить нужную строчку и подсказать слово, в котором брат запнулся - могла. Память хорошая, поэтому стихи она запоминала быстрее, чем брат. А потом притворно охала «ну сколько уже можно, что там учить, запоминай скорее - мне играть уже хочется». 

А другая дочь учит стихи, переписывая их. Да, способ хороший: задействованы все виды памяти, запоминаются стихи так гораздо быстрее. Вот только «это не я!!!» её такому способу научила. То ли бабушки подсказали, то ли учитель литературы, но точно не я. 

Старшему сыну я читать поздно начала - молодая была, не понимала всей значимости чтения для малыша. Но он не обижается: читает охотно, книги покупает и даже моё мнение, в вопросе выбора литературы, учитывает :)

А дочки-погодки слушали у меня то что старшей «по возрасту» подходило. Потому что младшей, в пару месяцев ну какая литература «по возрасту» может быть? А у старшей в 1,5 года уже свои предпочтения вырисовывались. Я же использовала чтение, чтобы их сдружить, чтобы приучить старшую считаться с «мнением» младшей: "сама картинку рассмотрела, теперь давай сестре покажем, ей тоже интересно". Позже, в более старшем возрасте, я не считала нужным «фильтровать входящую литературу». Читать то что они в библиотеке брали, читала (выборочно). И мнение своё высказывала: что мне понравилось, а что не особо. А вот запрещать да ограничивать не считаю нужным. «Запретный плод сладок», как известно, и запрещённая литература будет вызывать гораздо больший интерес, чем разрешённая. А ограничивать - зачем? Читают и хорошо!

Единственное, всегда сводила чтение к отдыху, безделью, развлечению. "Сначала помой полы/выучи уроки/убери на место вещи, а потом уже на диване с книжкой валяйся". И ведь работает, что интересно: желание «почитать» пересиливает не-желание (лень) убирать на столе, например. 

И вот живут у нас собрания сочинений Лукьяненко, Макса Фрая, Туве Янсон, которые мы по очереди, друг за другом читаем и перечитываем. А потом, на досуге «шутим цитатами» или вспоминаем их к месту. И такую это общность, душевность семейному общению придаёт, что хочется со всеми поделиться :)

Есть у нас книжка детская. С. Я. Маршака - Золотые Страницы. Её лет 20 назад подарили старшему сыну. И «все дети на ней росли». Хорошая книжка. Разновозрастная. Так уж вышло что из всех детских книг только она до младшего «дожила». 

Любимая всеми детьми книга. Фото автора.
Любимая всеми детьми книга. Фото автора.

Забавно было, когда старший сын водил в ней пальцем по строчкам (делал вид что читает) и дикламировал наизусть. Да что там говорить - я её и сама почти всю наизусть помню :)

И вот, во всей этой «радужной красоте» беспокоит меня то что младший сын не желает слушать чтение. Сам просит «ки-ки» (книги). Достаю. Даю возможность выбора. Благо, сейчас есть из чего выбрать. Иногда достаю ему все книги.

Детские книги. Фото автора.
Детские книги. Фото автора.

Сажусь читать, а он егоза и непоседа, страницы перелистывает, знакомые картинки ищет и называет, книги меняет. Вобщем - всё что угодно делает, только не сидит спокойно и не слушает. Даже стихи - максимум пяток из Агнии Барто серии Игрушки выдерживает. Уж про прозу (сказки) и говорить нечего: пару предложений прочесть не успеваю. И картинки смотреть с ним пробовала. И в разное время дня за чтение приниматься. Не хочет слушать! 

«Такательные» книжки, в которых есть знакомые предметы :) Фото автора.
«Такательные» книжки, в которых есть знакомые предметы :) Фото автора.

И нет - гаджетами он не испорчен, из мультиков видел Анфису (в надежде что сказки о ней удастся ему «втюхать») и Крокодила Гену (уж очень ему статуэтка с персонажами нравится и песенки из этого мультфильма охотно слушает). 

Статуэтка Гены с Чебурашкой, любимые сыном. Фото автора.
Статуэтка Гены с Чебурашкой, любимые сыном. Фото автора.