Дефектология - наука, изучающая психофизиологические особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), закономерности их воспитания, образования и обучения.
Стоит отметить, что дефектология стоит на стыке таких наук как: медицина, педагогика, психология. Ввиду того, что причина происхождения патологических процессов не однородна, связь между науками очень важна.
Кто же такие дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)?
Нормотипичные дети - это дети сохранные, нормально развивающиеся, но к сожалению есть дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), численность которых растёт с каждым годом по данным официальной статистики.
Дети с ОВЗ - это дети имеющие отклонения с физическим и психологическим здоровьем:
- глухие, слабослышащие;
- слепые, слабовидящие;
- дети с тяжёлыми нарушениями речи;
- дети с нарушениями опорно-двигательным аппаратом;
- дети с интеллектуальными нарушениями;
- дети с расстройством аутистического спектра (РАС);
- дети со сложными дефектами
Предмет изучения дефектологии: дети, имеющие отклонения в интеллектуальном развитии, их воспитание, обучение и адаптация к жизни в обществе.
Главной задачей дефектологии является: выявление происхождения того или иного дефекта, определение причинно-следственных связей в развитии психических функций.
Следовательно дефектолог - это коррекционный педагог работающий с детьми с ограниченными возможностями здоровья, занимающийся их обучением, воспитанием, образованием, помогающий особенным детям адаптироваться к жизни.
Нельзя не отметить, что для дефектологии очень важно единство таких процессов как (воспитание, обучение, образование).
Воспитание - воздействие одного человека на другого с целью формирования личности.
Обучение - это когда специально подготовленный человек проводит воспитательный, образовательный и развивающий процессы на базе как дошкольного, так и школьного образований.
Образование - учебный процесс, который основывается на человеческом опыте, научных и культурных ценностях.