Друзья, в обзоре выставки COMTRANS-2021 я мимоходом упомянул про один экспонат – микроскопический по размерам, но яркий – причем яркий в прямом смысле слова, из-за своего оранжевого цвета :) Речь про трехколесный электрический мотороллер грузоподъемностью 150-200 кг для городских служб доставки, который показала нижегородская компания «Форвард». Вот он на стенде компании «ПК Транспортные системы», рядом с электробусом ПКТС-6245:
В нашей стране был довольно длительный период времени, когда трехколесный грузовой мототранспорт утратил актуальность. На селе в 1990-е годы платежеспособный спрос пропал, а в городах, да с поправкой на обстановку того времени, для мотороллеров подходящей работы было немного. Как результат – спрос на грузовые мотороллеры «Муравей» упал до неликвидного уровня, и их производство было остановлено. Вновь спрос на грузовую мототехнику пробудило лавинообразное развитие городских служб курьерской доставки. В рамках концепции «последней мили» (доставки от районного пункта выдачи до двери дома) такой транспорт готовы применять Озон, Почта России, Яндекс-доставка, Pony-Express… А первым партнером Форварда по разработке и эксплуатационным испытаниям электро-мотороллера стала сеть пиццерий Додо Пицца. Потому самый первый построенный образец мотороллера и был оформлен в цвета этой компании.
В минувшем августе нижегородский электроцикл, получивший название Форвард-1355, успешно прошел сертификацию по категории L2. Это означает, что для управления им достаточно «мопедной» категории «М» в правах, которая проставляется автоматически при наличии любой другой открытой категории. Соответственно, как и в случае с мопедами или скутерами, в органах ГИБДД такую «трехколеску» регистрировать тоже не надо. Производитель получил одобрение типа транспортного средства, разрешающее выпуск в обращение партии из 150 машин, и уже приступил к изготовлению первых товарных электроциклов для эксплуатационных испытаний. Как же устроена «трехколеска»? Сейчас проведу по ней небольшую обзорную экскурсию.
Поскольку компании «Форвард» и «Фабрика композитов» являются кузовопроизводителями, то шасси для своих машин они традиционно приобретают на стороне. За полным отсутствием хоть чего-нибудь подходящего в родном отечестве «тележку» для электроциклов пока пришлось целиком покупать в Поднебесной, где подобные изделия штампуют десятками тысяч в год. Выглядит китайский машинокомплект вот так:
В основе шасси – простенькая рама лестничного типа из прямоугольных труб. Спереди к раме пристыкована мотоциклетная вилка с подвеской на сдвоенных телескопических амортизационных стойках:
Соответственно, все основные органы управления электроциклом – классические мотоциклетные, однако есть механический стояночный тормоз, как на автомобилях: его рычаг виден на правой стороне рамы. В центральной («двухэтажной») части рамы спрятан блок аккумуляторных батарей. Его расположение удобно рассмотреть на следующем фото:
Сами батареи – свинцово-гелевые, 6-ЕVF-32, весом по 10 кг каждая. На фото таких «батареек» пять штук: это базовая комплектация. В летний период времени их хватает примерно на 40 км пробега. Если этого мало, можно установить двойной комплект батарей, которых хватит уже на 80 км. Однако и вес такого накопителя энергии составит уже 100 кг. А вот тяговый электродвигатель модели CJGW6-800 закреплен прямо на заднем мосту автомобильного типа и соединен с главной передачей без карданов или цепей, через понижающий редуктор:
Мотор этот постоянного тока, бесщеточный, работает от напряжения 60 вольт. В привычных автомобильному уху единицах измерения он развивает номинальную мощность порядка 1,1 л.с. Смешная цифра? Но только не для электромотора! Кратковременно, в момент трогания и начала разгона, он способен выдать заметно больше. А дальше для степенного перемещения по городским улицам со скоростью 20-30 км/ч вполне хватает и одной «лошади». Также на предыдущем фото можно заметить заднюю подвеску на многолистовых рессорах (грузовик ведь!), механический привод к барабанным тормозам и 12-дюймовые колеса.
А вот кузов и кабина от и до разработаны и изготовлены нижегородцами самостоятельно. Тут уже все по-взрослому: две двери с форточками, автомобильные зеркала заднего вида и стеклоочиститель, а на сиденье есть даже ремень безопасности! При этом вся наружная и внутренняя обшивка выполнена из композитных материалов, не подверженных коррозии.
Обращает на себя внимание тщательная проработка интерьера кабины: выглядит всё очень добротно! В распоряжении водителя есть подстаканники, плоские поверхности по , бокам от рулевой вилки, заменяющие столики, багажные сетки на задней стенке, куда удобно засунуть бумаги или планшет. Педаль на полу управляет тормозами задних колес, а передний тормоз по мотоциклетному размещен на руле. А небольшой фен перед ветровым стеклом для его обогрева в холодное время заметили?
Доступ в грузовой отсек открывается роль-ставней в задней стенке, за которой скрывается кубометр свободного пространства (1030х820х1130 мм). Груз, который требует фиксации, можно закрепить посредством ремней с лебедками за две направляющие рейки, расположенные чуть выше уровня пола. Их можно увидеть на следующем фото:
Конечно, конструкция электроцикла пока еще сыровата, и на Форварде это прекрасно понимают. Основные вопросы вызывает именно китайское шасси (в том числе еще и длительными сроками поставки после заказа). Поэтому на заводе идет активная работа по доводке машины. В планах – перевести ее на шасси собственного изготовления или производства иного российского предприятия, для которого за рубежом будут закупаться только отдельные узлы силового привода и ходовой части. В существующей конфигурации у электроцикла есть проблемы с устойчивостью при движении на максимальной скорости, поэтому «форвардовцы» хотят построить опытный образец фургона с расширенной колеей заднего моста и измененным углом наклона вилки. Есть проблемы со скоростью разряда батарей в холода: вероятно, батареи придется ставить в термоизолированный контейнер, который не даст им быстро остывать после выезда из теплого бокса. Но главное, что на Форварде полны решимости довести свою машину до ума. И, памятуя о других реализованных проектах фирмы, у меня нет сомнений, что у них всё получится.
С точки зрения частного покупателя, электроцикл стоит очень недешево: 600 тысяч рублей. Но с точки зрения крупных сетевых компаний, как показала минувшая выставка COMTRANS, это вполне приемлемая по сегодняшним меркам цифра, и такой транспорт для работы в крупных городах им остро необходим. Банально потому, что он должен получаться очень выгодным в эксплуатации: с нулевыми налогами и страховками, с отсутствием штрафов с камер видеофиксации за парковку без оплаты, с низкой стоимостью «топлива» и возможностью «просачиваться» там, где автомобили зачастую стоят в глухих пробках. Так что, думаю, такие электрические Форварды в ближайшее время можно будет увидеть не только в Самаре, где уже приступил к работе самый первый образец, но и во многих других городах. А вы что думаете о востребованности подобного транспорта? Пишите в комментариях!