Найти в Дзене
Иван Боганцев

Почему хулиганов не нужно выгонять из школы. История моего одноклассника, который из-за школы чуть не потерял своё призвание

Недавно я встретил одноклассника, которого не видел уже более двадцати лет. Не видел потому, что его выгнали из школы, когда мы вместе учились в седьмом или восьмом классе. Я хорошо запомнил его, потому что в школе у него была довольно необычная привычка: зимой он любил прыгать из окна второго или третьего этажа школы в сугробы. Администрация школы находила эту привычку крайне опасной, делала выговоры, запирала окна, вызывала родителей. Однако, он всегда находил возможность для практики, иногда провоцируя других мальчиков и всегда — вызывая уважение девочек-старшеклассниц. В итоге директору это надоело и он выгнал парня из школы. Встретив его случайно на улице, я немедленно спросил, чем он занимается сегодня. Оказалось, он каскадер, и совершенно счастлив в своем призвании. То, что администрация школы приняла за дурную и опасную прихоть, на поверку стало не просто средством заработка, а настоящим делом жизни. Почему же так получилось? Я думаю потому, что массовая школа видит свою зада
Кадр из фильма «Школа выживания»
Кадр из фильма «Школа выживания»

Недавно я встретил одноклассника, которого не видел уже более двадцати лет. Не видел потому, что его выгнали из школы, когда мы вместе учились в седьмом или восьмом классе.

Я хорошо запомнил его, потому что в школе у него была довольно необычная привычка: зимой он любил прыгать из окна второго или третьего этажа школы в сугробы. Администрация школы находила эту привычку крайне опасной, делала выговоры, запирала окна, вызывала родителей. Однако, он всегда находил возможность для практики, иногда провоцируя других мальчиков и всегда — вызывая уважение девочек-старшеклассниц. В итоге директору это надоело и он выгнал парня из школы.

-2

Встретив его случайно на улице, я немедленно спросил, чем он занимается сегодня. Оказалось, он каскадер, и совершенно счастлив в своем призвании. То, что администрация школы приняла за дурную и опасную прихоть, на поверку стало не просто средством заработка, а настоящим делом жизни. Почему же так получилось?

Я думаю потому, что массовая школа видит свою задачу не в том, чтобы развивать индивидуальные особенностям ребенка, а, наоборот, в том, чтобы привести массу детей к единому учебному знаменателю. Любой, кто работал в государственной школе, знает какими разными и непохожими приходят дети в первый класс и насколько эта разность размывается уже к четвертому.

Иногда говорят, что такие школы работают как плотники, которые приводят большое разнообразие деревьев к строго стандартизированным столам и стульям.

К счастью, многие школы сегодня работают совершенно иначе.

Вместо того, чтобы делать акцент на результате, как это делает плотник, они, подобно садовнику, ставят во главу угла процесс. Хороший садовник знает, какая почва нужна тому или иному растению, как часто его нужно поливать, сколько ему нужно солнца. При этом он не имеет никакого влияния на семена, и, в конечном итоге, бессилен предсказать точный результат в том или ином случае.

-3

Все это до боли напоминает ремесло учителя, идеалом которого, на мой взгляд, должен быть именно садовник, а не плотник. Здесь уместно спросить: а что мог сделать «садовник» если бы столкнулся с моим одноклассником? Был ли у директора нашей школы какой-то выбор?

Я считаю, что, безусловно, был. Он не мог позволить ученикам прыгать из окон, но и выгонять их было огромной ошибкой. Вместо этого, он должен был создать внутри школы среду, где эти дети могли бы в безопасных и контролируемых условиях (например, в физкультурном зале), заниматься тем, что им действительно интересно.

Если вам интересны истории, факты и мои размышления на тему школы и образования — подписывайтесь на мой канал!