Найти тему
Иван Боганцев

Как реагировать на стрельбу в школе и можно ли её предотвратить?

После каждого случая скулшуттинга (то есть случая, когда огнестрельное оружие применяется в стенах школы) официальные лица предлагает более менее стандартный набор ответных действий: усилить охрану школ, мониторинг соцсетей, поднять возрастную границу владения оружием и пр.

Ясно, что многие из этих предложений продиктованы искренним страхом за детей, но не влияет ли этот страх на объективную оценку рисков и, соответственно, на необходимые ответные меры?

Исследователи считают, что искажение рисков в таких ситуациях — очень распространенное явление. В своих оценках мы, как правило, опираемся не на объективную вероятность того или иного события, а наше субъективное представления о «драматичности» события, с одной стороны, и на степень его «повседневности», с другой.

-2

Чем выше драматичность и ниже повседневность, тем более существенными кажутся для нас риски.

Именно поэтому люди боятся таких объективно маловероятных событий как смерть от акулы или в авиакатастрофе, и совершенно не боятся таких распространенных и лишенных драмы явлений как автомобильные аварии.

Какова вероятность стать жертвой скулшуттинга?

Даже в США, где это явление в десятки раз более распространено, чем почти в любой другой стране мире, этот риск бесконечно мал, и существенно меньше, чем все другие смертельные риски, с которыми ребенок сталкивается в школе. Он меньше, чем риск погибнуть на пути в школу или из школы; меньше, чем риск подхватить смертельное инфекционное заболевание в школе; и значительно меньше, чем риск получить серьезную травму во время спортивных занятий в школе.

В России же риск погибнуть от скулшуттинга сопоставим с риском умереть от удара молнии (звучит невероятно, но риск погибнуть от удара молнии тоже стабильно снижался на протяжении последнего столетия).

Но даже если риск очень мал, почему бы все равно не попытаться его уменьшить? Оказывается, для этого есть две веские причины.

Первая состоит в том, что обсуждая опасность в новостях, медиа и на школьных уроках, мы не понижаем, а повышаем ее риск.

Например, на сегодняшний день в США большая часть случаев скулшуттинга происходят из-за оружия, которое учителя или дети принесли в школу, чтобы защищаться от скулштуттинга.

-3

Во-вторых, фокусируясь на маловероятной опасности мы неизбежно упускаем из внимания более вероятную, но менее драматичную. Так, например, если бы вместо того, чтобы усиливать охрану школ, деньги были бы направлены на круглосуточное присутствие в школе врача, это бы гораздо сильнее снизило смертельные риски для детей. То же самое касается ставки школьного психолога.

Сам скулшуттинг является лишь вершиной айсберга. Реальная проблема, с которой сталкиваются не единицы, а десятки тысяч детей в нашей стране, состоит из невыносимого школьного климата, повсеместного буллинга и травли, причем как со стороны детей, так и со стороны учителей.

И ее, эту проблему, рамками металлоискателей решить невозможно.

Читайте также мои предыдущие статьи:

Как должно быть устроено школьное самоуправление?

Должна ли школа развивать в детях желание учиться и как это сделать?

Не бойтесь переводить детей на онлайн-обучение! Я выяснял, даже дисциплина не пострадает.