Найти в Дзене

Каменная симфония: как создавали главный символ российского самодержавия

Большая императорская корона, или Корона Российской империи сегодня находится в Алмазном фонде Кремля, имеет статус государственной собственности, признана бесценной и не может покидать территорию Кремля без специального указа Президента Российской Федерации. Помните фильм "Корона Российской империи, или снова неуловимые"? Не подвластная времени классика. Да, сейчас он выглядит, местами, довольно наивным, но вот этот момент, когда дружная четвёрка гордо возвращает ту самую корону на её законное место - аж до мурашек. Есть даже такая версия, что очередную часть "неуловимых" сняли по настоянию партийного руководства, дабы окончательно развенчать миф о барышнических наклонностях советской власти. И хотя версия довольно сомнительная, но в целом не то чтобы не было оснований для такого мнения. Ибо никто точно уже не скажет, сколько драгоценностей короны после падения монархии было распродано новой властью. В 1920 году декретом Совета народных комиссаров с целью централизации, хранения и учё

Большая императорская корона, или Корона Российской империи сегодня находится в Алмазном фонде Кремля, имеет статус государственной собственности, признана бесценной и не может покидать территорию Кремля без специального указа Президента Российской Федерации.

Помните фильм "Корона Российской империи, или снова неуловимые"? Не подвластная времени классика. Да, сейчас он выглядит, местами, довольно наивным, но вот этот момент, когда дружная четвёрка гордо возвращает ту самую корону на её законное место - аж до мурашек.

Есть даже такая версия, что очередную часть "неуловимых" сняли по настоянию партийного руководства, дабы окончательно развенчать миф о барышнических наклонностях советской власти. И хотя версия довольно сомнительная, но в целом не то чтобы не было оснований для такого мнения. Ибо никто точно уже не скажет, сколько драгоценностей короны после падения монархии было распродано новой властью.

В 1920 году декретом Совета народных комиссаров с целью централизации, хранения и учёта всех принадлежавших РСФСР ценностей был создан Гохран - Государственное хранилище ценностей Наркомфина. Своего рода предшественником Гохрана была учреждённая по приказу Петра I в 1719 году Царская Рентерия (или, как её многие называли, Бриллиантовая комната), на законодательном уровне определённая как основа Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней России.
Императрица Александра Фёдоровна в бриллиантовом кокошнике "tiare russe". Такие украшения стали особенно популярны при Николае II. Их в императорской коллекции было, как минимум, два, но после революции найдены они не были. Предполагается, что их разобрали и продали по частям.
Императрица Александра Фёдоровна в бриллиантовом кокошнике "tiare russe". Такие украшения стали особенно популярны при Николае II. Их в императорской коллекции было, как минимум, два, но после революции найдены они не были. Предполагается, что их разобрали и продали по частям.

В течение трёх месяцев с момента учреждения Гохрана всем учреждениям и должностным лицам надлежало сдать изделия из золота, платины, драгоценных камней и жемчуга. Разумеется, под раздачу попало и содержимое царской сокровищницы, точнее та часть, которая от неё осталась.

"Спасители России" (так в одном из интервью назвал большевиков господин Зюганов), начиная с мая 1918 года, вели активную деятельность по разбазариванию романовской сокровищницы. Во многом этим и было продиктовано создание Гохрана, чтобы хоть как-то пресечь бесконтрольную торговлю драгоценностями. Но отнюдь не из уважения к истории - украшения планировали разбирать и продавать по частям.

Экспертная комиссия, проводившая ревизию и оценку царских сокровищ, 1922 год.
Экспертная комиссия, проводившая ревизию и оценку царских сокровищ, 1922 год.

Не последнюю роль в этом процессе сыграл Яков Юровский - человек, руководивший расстрелом царской семьи. В 1921 году он был назначен на пост начальника Золотого отдела Гохрана. Именно под его чутким руководством Большую императорскую корону чуть было не продали за рубеж. Но помешал сделке общественный резонанс - иностранные журналисты направо-налево трубили о "кровавых" сокровищах царской семьи, а потому корону оставили на родине. На какое-то время.

В 1920 году Большая императорская корона была оценена в $52 млн.

Постепенно из Короны Российской империи стали исчезать бриллианты и жемчуг, а затем царская регалия и вовсе была отправлена в Ирландию в качестве залога под займ 25 000$ для государственной казны. Там ценность пробыла до 1950 года. За это время ирландские власти даже хотели выставить корону на аукционные торги в Лондоне, но советское правительство в итоге договорилось об условиях возврата драгоценности на родину.

Иностранный гость Гохрана примеряет царские регалии - Большую императорскую корону, скипетр и державу, 1923 год.
Иностранный гость Гохрана примеряет царские регалии - Большую императорскую корону, скипетр и державу, 1923 год.

С 1934 года по приказу Сталина царские регалии было запрещено вывозить из страны. Но не по причине уважения к своей истории и культуре, а исключительно во избежание урона имиджу партии. В 1984 году Большая императорская корона была отреставрирована, а с 1998 года постоянным местом "прописки" регалии является Алмазный фонд.

Если вернуться к истокам, то Короной Российской империи венчались на царство 1 императрица и 7 императоров (причём Пётр III был коронован посмертно). Бесценную реликвию изготовили по заказу Екатерины II, специально для церемонии коронации. Императрица хотела, чтобы ювелиры создали не имеющую себе равных по красоте и роскоши царскую регалию, но при этом она должна была быть максимально лёгкой, не более 2 кг весом (чтобы царская особа не испытывала дискомфорта во время продолжительной церемонии).

-5

Работу доверили двум ювелирам: Еремею Павловичу Позье и Георгу Фридриху Экарту. Оба слыли специалистами высочайшего класса, на дух не переносившими друг друга. Экарт был главным ювелиром императорского двора и работал только по официальным заказам Алмазной мастерской для императорского дома. Он предпочитал обрабатывать драгоценные металлы, а камни для работы использовал уже готовой огранки. Позье же брал не только царские заказы, но и много работал с представителями дворянства, благодаря чему был любим высшим светом и вхож даже в самые закрытые круги при дворе. И Позье был лучшим по части огранки камней.

Всего на изготовление короны ювелиры потратили около 2,5 месяцев. За это время они успели написать друг на друга кляузы, но даже столь сильная личная неприязнь не помешала ювелирам создать настоящий шедевр. Им удалось столь искусно подобрать бриллианты, что специалисты называют Корону Российской империи "Каменной симфонией". И с этим названием трудно не согласится, ведь несмотря на такое обилие камней, регалия выглядит легко и воздушно. А ведь корону украсили почти 5000 бриллиантов, 75 отборных индийских жемчужин и рубиновая шпинель, весом около 400 карат. Общая масса конструкции чуть менее 2 кг.

Композиция короны наполнена символами. Полушария обозначают Запад и Восток, а обвивающие их ветви лавра символизируют власть. Центральную гирлянду из крупных бриллиантов по бокам украшают дубовые листья и жёлуди - символ незыблемости царской власти.

Большая императорская корона стала первой регалией, которую по приказу Павла I не разбирали после смены монарха - раньше для коронации каждого правителя изготавливали новый венец, но эта корона была настолько красива и роскошна, что после Екатерины II все российские императоры короновались Большой императорской короной. Последний раз Корона Российской империи в качестве символа царской власти появилась на публике в 1906 году - тогда Николай II участвовал в церемонии открытия первой Государственной Думы.

Слева оригинал, справа реплика, изготовленная в 2012 году к 250-летию Большой императорской короны. Реплика не является точной копией, это видно невооружённым глазом. Она тяжелее, для её изготовления использовано более 11 000 бриллиантов против 4936 в оригинале. Вместо шпинели использован 384-каратный полудрагоценный камень рубеллит, являющийся разновидностью турмалина. Каркас короны, в отличие от оригинала, полностью выполнен из белого золота. Реплику оценивают в $20млн.
Слева оригинал, справа реплика, изготовленная в 2012 году к 250-летию Большой императорской короны. Реплика не является точной копией, это видно невооружённым глазом. Она тяжелее, для её изготовления использовано более 11 000 бриллиантов против 4936 в оригинале. Вместо шпинели использован 384-каратный полудрагоценный камень рубеллит, являющийся разновидностью турмалина. Каркас короны, в отличие от оригинала, полностью выполнен из белого золота. Реплику оценивают в $20млн.

Вот такая история. Если есть желание высказаться - милости прошу в комментарии )))

Спасибо, что дочитали статью до конца! Надеюсь она была для Вас интересна ) Обязательно подписывайтесь на канал, чтобы не пропускать новые публикации!