24 августа 1949 года самолёт «Аэрофлота» Ил-12 с бортовым номером СССР-Л1844 29-го авиаотряда Международных Воздушных Сообщений вылетел специальным рейсом из Алма-Аты в Пекин.
Пассажиры
Согласно полётным документам, на борту было 9 пассажиров, прибывших наземным транспортом из столицы китайской провинции Синьцзян Кульджи. В Пекин через Алма-Ату, Красноярск, Иркутск и Читу направлялась делегация непризнанной Восточно-Туркестанской республики: лидер республики уйгур Ахмеджан Касими (или Касимов), вице-премьер, председатель ЦК «Революционной народной партии» Синьцзяна на платформе ВКП(б) и, по совместительству, руководитель спецслужб ВТР и советский агент уйгур Абдукерим (Латиф) Аббасов, министр обороны, киргиз, генерал-лейтенант Ысакбек Монуев (или Мунуров), его заместитель, уроженец Баян-Ульгинского аймака Монголии, казах, генерал Далельхан Сугурбаев, советский вице-консул в Кульдже Василий Борисов (он же – полковник советской разведки Игнат Степанко), член ЦК компартии Китая Ло Джи, известный уйгурский поэт, публицист и переводчик Абдурашид Имин (Иминов) и... 600 кг груза. Кто был ещё на борту, установить не удалось.
В 12:58 мск (16:58 Красноярского времени UTS+7) борт прибыл в Красноярск и из-за недостатка светлого времени оставлен на ночёвку.
25 августа экипажу был выдан прогноз погоды по трассе Красноярск–Иркутск с 02:30 до 06:30: облачность средняя 7–10 баллов, слоисто-кучевая, кучево-дождевая высотой 600–1000 м, проходящие дожди, видимость 4–10 км, в облаках обледенение, ветер северный 55–65 км/ч, а также прогноз по аэропортту Иркутск: облачность средняя 7–10 баллов, слоисто-дождевая, разорвано-дождевая высотой 200–300 м, дождь, видимость 4–10 км, ветер северо-западный 7–9 м/с. В 02:25 мск. (06:25 местного времени) борт оторвался от ВПП и взял курс на Иркутск. В 02:40, находясь на эшелоне 2400 м в облаках, командир экипажа запросил разрешение изменить эшелон на 3000 м и получил разрешение от Красноярской РДС. В 03:45 экипаж передал в Красноярск о пролёте в 03:35 Нижнеудинска и выходе из зоны Красноярской РДС. В 03:52 командир связался с а/п «Иркутск» и сообщил о своём вылете из а/п «Красноярск», следовании до Читы на эшелоне 3000 м и входе в зону Иркутской РДС. В 04:30 командир воздушного судна (КВС) сообщил об обледенении самолёта на эшелоне 3000 м, и запросил разрешение на полёт до Читы на эшелоне 2400 м. Диспетчер дал разрешение. В 04:45 (08:45) самолёт без посадки пролетел Иркутск. В 04:56 борт принял прогноз погоды по трассе Иркутск–Чита: облачность верхняя и средняя 7–10 баллов, слоисто-кучевая, слоисто-дождевая высотой 300–600 м на участке маршрута Иркутск–Улан-Удэ и 600–1000 м на участке Улан-Удэ–Чита, кратковременный дождь, в облачности обледенение, видимость 10 км, ветер на высоте 2–3 км северо-западный 40–50 км/ч; и по аэропорту Чита с 07:00 до 08:00: облачность 5–9 баллов, слоисто-кучевая, кучевая высотой 600–1000 м, без осадков, видимость 10 км, ветер юго-западный 9–12 м/с с порывами до 15–17 м/с. В 05:12 борт вновь вышел на связь с диспетчером аэропорта. Поскольку в этот момент тот «вёл» другой самолёт, а сообщения о срочности или бедствии с борта не поступало, он предложил минуту повременить, однако с 05:15, экипаж на вызовы не отвечал. Связь была потеряна.
...Как установила комиссия, катастрофа произошла через 1–2 минуты после последнего сеанса связи, в 31 км южнее Кабанска (тогда – Бурят-Монгольская АССР), на восточном склоне горы Кабанья (1479 м), при попытке преодолеть хребет Хамар-Дабан, на высоте 1350–1400 м. Ил-12, находясь на высоте 1200 м в долине реки Кабанья, при правом повороте с креном 10–15°, правым крылом срубил ветки 14-метровой ели в трёх метрах от вершины и левой плоскостью – макушку другой ели, в 24 м от первой. После этого самолёт стал набирать высоту под углом до 30°, но через 32 м левым крылом срубил дерево, этим отломав консоль крыла длиной 4,2 м. Одновременно левым винтом и правой консолью были срублены вершины елей. При этом с правой консоли крыла был сорван обтекатель. Продолжая полёт в гору с увеличивающимся левым креном, самолёт за 189 м срубил ещё 5 деревьев, полностью разрушив левое крыло. Резкий крен влево привёл к перевороту и через 414 м – к удару передней частью фюзеляжа, правым мотором и правой консолью об осыпь камней, после чего самолёт полностью разрушился и загорелся. С момента первого касания вершин деревьев до момента удара он набрал высоту 200 м.
Обломки были обнаружены с воздуха в 07:30 мск. 29 августа. По заключению комиссии, материальная часть была исправна. Причину снижения самолёта с заданного эшелона 2400 м до 1200 м установить не представилось возможным. Согласно выводам судебно-медицинской экспертизы, все пассажиры и члены экипажа погибли в момент катастрофы.
Короткий век
12 ноября 1944 года на территории китайской провинции Синьцзян была повозглашена Восточно-Туркестанская республика, которую возглавил высший иерарх мусульман Илийского округа Алихан-тюре. В состав правительства вошли уйгуры Ахметжан Касымов, Хакимбек-ходжа и Рахимжан Сабирходжаев, татары Анвар Мусабаев и Набиев, казахи Урахан и Абдулхаир, русские Иван Яковлевич (или Георгиевич) Полинов и Фотий (Фаттей) Иванович Лескин (он же, Ли Джуджан, 1913–1970) и калмык Фуча. Правительство обнародовало демократическую программу равноправия народов, населяющих Синьцзян, развития экономики и культуры, поддержки религий, установления дружественных отношений со всеми государствами и создание регулярной армии из представителей всех народов Синьцзяна.
С победой китайских коммунистов, в середине 1949 года позиция СССР по самоопределению Восточно-Туркестанской республики изменилась. Советское руководство вынудило руководство ВТР пойти на соглашение с ярым противником независимости Синцзяна Мао Цзэдуном. Было принято решение о направлении в Пекин на заседание Политического консультативного совета делегации ВТР. Но делегация погибла в авиационном катастрофе.
В начале сентября тем же маршрутом в Пекин вылетела новая делегация ВТР во главе с новым главой правительства Сайфудином Азизи. В Иркутске ему поведали несколько иную историю трагедии: «...Самолёт с делегацией в течение трёх дней находился в Иркутске. На третий день, когда погода улучшилась, он вылетел, но над Байкалом из-за сильного урагана не смог набрать необходимую высоту и получил приказ вернуться на аэродром. Самолёт начал разворот, развернулся на 60°, и связь с ним неожиданно прекратилась. На место предполагаемой катастрофы вылетели поисковые самолёты и в одной из глубоких расщелин обнаружили участок с обгоревшими деревьями. По приказу из Москвы в этот район был направлен поисковый отряд альпинистов, который в течение недели пытался добраться до места гибели самолёта, но безуспешно»... Азизи вспоминал, что пролетая над этим районом, он видел в бинокль место аварии и «возможно, трупы», лежащие «в значительном удалении от обломков самолёта». Более сговорчивый Азизи в Пекине подписал документы, регламентирующие вхождение Восточно-Туркестанской Республики в состав КНР, после чего ВТР была ликвидирована.
Первыми обломки самолёта обнаружили охотники Ганя и Тимофей Ягодины и, поскольку вокруг валялись китайские ковры, золотые украшения, часы и утварь, приняли его за китайский, хотя среди трупов были и русские, и китайцы. Вернувшись, они сообщили о находке властям, и туда незамедлительно прибыла рота солдат. По тропе вдоль реки на подводах вывезли трупы, которые солдаты спускали с горы на стоянку на носилках в кожаных мешках. Внизу их перегружали на «студебеккеры» и увозили в Улан-Удэ. Всё, что не смогли эвакуировать, по приказу разбили, сложили у обломков и сожгли. Тела погибших были выданы родным в марте 1950-го, лишь после подписания советско-китайского договора о дружбе. Местные жители считали, что на склоне Кабаньей разбился китайский самолёт.
***
За все годы до места катастрофы смогли добраться единицы: места труднодоступные. Секретность вокруг катастрофы породила всевозможные слухи и домыслы. Один из них: катастрофа – инсценировка, самолёт с руководителями ВТР посадили в Иркутске, их переправили в Москву, а там... наградили, посадили, расстреляли... но если последнее верно, то зачем было огород городить. Оказавшийся на месте трагедии другой охотник рассказал, что тело одного из лётчиков лежало метрах в пяти от самолёта, кобура была расстегнута, а рядом валялся пистолет…
Уважаемые читатели! Благодарю вас за проявленный интерес.
Стараюсь откликаться на конструктивную критику. По условиям публикаций на Дзене, особо острые статьи и главы моей книги «Исправленному верить» доступны только подписчикам.
Дочитывайте, подписывайтесь, ссылайтесь и делитесь с друзьями. Ждите новые публикации о малоизвестных фактах нашей Истории!