Сегодня в кино – и даже на телевидении - часто можно видеть большие батальные сцены, в которых сотни и тысячи воинов сражаются с армией противника. И не обязательно воинов, это может быть…армия зомби или орков. Как создаются масштабные сцены со множеством людей?
Ну, если вернуться в историю, то раньше для съемок действительно нанимали большую массовку. Например, для «Клеопатры» 1963 года было нанято 5000 статистов! Армия помогала снимать отечественный эпик «Война и мир» С. Бондарчука. Но, конечно, не все могут себе это позволить… а еще очень многие врут на этот счет для пиара! Например, не было никакой массовки на съемках фильма «Метрополис», невероятную цифру в 27 тысяч людей придумали студийные пиарщики. В кадре такого количества людей нет. В фильмах Роу и Птушко гигантской массовки тоже не было – это миф. Сегодня – тем более столько людей нанимать не станут.
Очень часто в условиях ограниченного бюджета кинематографисты пользовались сплит-скрином. Просто переодевали тех же людей, и ставили их в разные места снимаемой декорации и снимали еще раз. А потом соединяли части изображения на этапе постпродакшна. Получалась толпа. На самом деле, этим приемом пользуются и сегодня, например, на съемках фильмов «Авиатор» Мартина Скорсезе и «Пэн: путешествие в Нетландию» действовали именно так.
Наши кинематографисты в советские времена кроме сплит-скрина использовали систему зеркал, которая «размножала» одну и ту же группу людей и соединяла изображение на одном большом зеркале, с него камера и брала законченную композицию. Получалось смешно, будто в фотошопе штампом размножили.
Еще один интересный и очень простой способ создания толпы придумал глава спецэффектного отдела студии MGM А. Арнольд Гиллеспи – он снимал макеты, в которые вставлял специально подогнанный по форме противень со слоем воды. Сверху на воде плавали крошки пробкового дерева. Они создавали иллюзию живой движущейся толпы, но использовать такой эффект можно было только для сцен на заднем плане, где мы все равно не различали бы в толпе отдельных персон.
Подобным приемом воспользовались и модельмейкеры ILM, когда делали макеты для фильма «Звездные войны. Эпизод 1: Призрачная угроза». Они разместили на миниатюрных трибунах стадиона… крашеные палочки для чистки ушей. Да, на крупном плане они выглядят забавно, но на экране нам показывают только общий план стадиона, и увидеть отдельных «личностей» невозможно. Так что, эффект вполне прокатывает.
Но сегодня технологии перешли на новый уровень, и кинематографистам совсем не нужно придумывать что-то новое. Всех спасает специальная программа под названием Massive, написанная в WETA Digital специально для трилогии «Властелин колец». Впрочем, идея давно витала в воздухе, и на разных VFX студиях делали подобные разработки. Например, для картины «Мировая война Z» в компании MPC был написан свой собственный софт, делающий абсолютно то же самое.
Так что же делает Massive? Она создает любое число «агентов», наделенных своеобразным искусственным интеллектом. Эти агенты могут представлять собой что угодно, хоть косяк летающих рыб для фильма «Жизнь Пи», хоть тучу крыс из картины «Особо опасен», хоть атакующих зомби из последних частей хоррора «Обитель зла», хоть горящих солдат из исторического боевика «Сталинград» . Агентов можно запрограммировать, указав им, как они должны вести себя, сталкиваясь с объектами окружающего мира и другими агентами. Их можно одеть согласно эпохе, при этом наделив неким разнообразием вариантов по росту и весу, дать им оружие. А дальше – все в руках VFX программиста. Используя Massive, можно заставить армию рыцарей сражаться с другой армией рыцарей, например, в боевых сценах в сериале «Игра престолов». И делать это они будут без дальнейшего вмешательства со стороны людей. А при необходимости все их движения можно дополнительно «редактировать», взяв за основу, например мокап данные. Этим VFX художники сегодня занимаются, практически «не вставая с рабочих мест».
Да, на словах все просто, а в реальности наверняка имеется много нюансов и ограничений, как в любом сложном деле. Потому что кнопки «сделайте мне красиво» нет ни в одной программе, и то, как солдаты побегут по полю, какими группами и в каких количествах, все-таки зависит от рук и головы, располагающихся между стулом и клавиатурой.
#vfx #vfxhistory #спецэффекты #визуальные эффекты #Птушко #роу