Найти в Дзене
ИА Хакасия

Валентин Коновалов знает, почему уголь такой дорогой в Хакасии

Фото: static.mk.ru
Фото: static.mk.ru

Накануне опять интернет-пользователи спросили главу Хакасии: "Почему уголь такой дорогой? Живем на угле". В этот раз Валентин Коновалов не стал открещиваться, что тарифами занимаются федеральные ведомства. Судя по ответу главы, виноваты в этом перекупщики.

Вот что сказа глава:

"Этим вопросом мы тоже занимаемся. Еженедельно провожу совещания в режиме ВКС с нашими руководителями муниципалитетов по ходу отопительного сезона. Действительно у нас некоторые недобросовестные перекупщики начинают в зимний сезон взвинчивать цены. С разрезами есть договоренность. То есть цена непосредственно на разрезе ниже.Более того, нашим котельным разрезы готовы отпускать и отпускают по цене, близкой к себестоимости. Есть проблема, конечно, с перекупщиками. И тут совместно с правоохранительными, надзорными органами, контролирующими тоже стараемся отрабатывать. Понятно, что каждый в рамках своих полномочий, но этим вопросом занимается системно".

Скорее всего, люди все-таки спрашивали о дорогом угле для населения.

Золотой уголек в Хакасии не интересен Коновалову?

Напомним, три недели назад также на стриме в соцсетях Валентин Коновалов, похоже, ответил так же сдержанно. Его спросили, почему уголь стал такой дорогой в Черногорске?

Глава ответил, что по этому вопросу нужно обращаться в правоохранительные и федеральные надзорные органы:

"Правительство Хакасии не отвечает за ценообразование. У нас есть соответствующие федеральные органы, которые следят за ценообразованием. Что касается цен на уголь, то львиная доля цены складывается из стоимости доставки угля, из транспортных расходов. В Черногорске действительно есть проблема спекулятивных цен, когда перекупщики начинают накручивать цены, особенно в сезон. Способ борьбы здесь может быть только один – обращаться в правоохранительные и федеральные надзорные органы. По каждому сигналу они отработают. Если там есть нарушения, будут приняты меры".

Правительство соседней с Хакасией Тувы более подробно отвечает своему населению.

Цена на уголь не регулируется со стороны государства, а является договорной, в отличие от тарифов на тепло и электроэнергию. Государственное регулирование цены на уголь ограничивается в основном антимонопольным законодательством. Для населения правительство Тувы устанавливает предельную розничную цену. И поэтому в топливных складах, где имеются контрольно-весовые приборы, уголь отпускается по предельной цене. Не выше. Плюс за доставку в черте города. Независимо от количества угля, цена за доставку угля одинаковая.

В начале 90-х годов предприятия угольной промышленности были преобразованы в акционерные общества, что и предопределило возможность государственного регулирования цен. Впоследствии государственный контроль над ценами на уголь был отменен и произошел переход на применение свободных рыночных цен.

В настоящее время органы, осуществляющие государственное регулирование цен в сфере недропользования, не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность пользователей недр. В лицензиях компаний указано, что добытые полезные ископаемые являются собственностью пользователя недр, а реализация полезных ископаемых законодательством о недрах не регулируется.

Цена на уголь складывается из себестоимости и затрат на его добычу. На Каа-Хемском разрезе и его Чаданском участке в соседней Туве он залегает на глубине от 60 до 120 метров. В Хакасии - всего лишь на глубине 15 метров. Но в Туве используют в основном угли марки «Г», и «ГЖ», которые намного качественнее, и теплота сгорания у них намного выше. Получается, что хакасы расходуют угля на отопительный сезон больше, чем в Туве.

Большую роль в стоимости угля играет и растущая цена на ГСМ. Плюс содержание персонала и другие факторы: стоимость запчастей для экскаваторов, самосвалов и буровых установок, взрывчатых материалов.