На днях меня пригласили в старейшую в российской столице библиотеку–читальню имени И. С. Тургенева, где состоялся интересный вечер воспоминаний «Память сердца. 10 лет без Татьяны Лиозновой».
Вечер был посвящён знаменитому кинорежиссеру, которая сняла такие известные картины, как «Три тополя на Плющихе», «Карнавал», «Мы, нижеподписавшиеся», «Евдокия», «Рано утром», а также поистине культовый 12–серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны».
Эта картина о советском разведчике Максиме Исаеве (Штирлице) давно уже стала классикой отечественного кинематографа. Народная артистка СССР умерла в 2011 году в родной Москве на 88–м году жизни.
Во время встречи были показаны редкие кино–, фото- и архивные материалы. Вечер провел маститый киновед Вячеслав Шмыров, который лично хорошо знал Татьяну Лиознову.
17 мгновений Риги
Напомним, что 12–серийный телефильм «Семнадцать мгновений весны» снимался в нескольких бывших союзных республиках, в том числе и в столице Латвийской ССР, которая превратилась в швейцарский город Берн.
Сценарий картины был написан в 1968 году, когда еще даже не вышла в свет книга– первооснова Юлиана Семенова. Съемки начались в павильонах Киностудии им. М. Горького в 1970 году. Телесериал впервые показали с 11 по 24 августа 1973 года.
Как известно, улицу Яуниела в Старой Риге называют самой кинематографической в Латвии. Отметим, что гибель связника Штирлица на Блюменштрассе (Цветочной улице) снималась именно в столице ЛССР.
Туристы, посещающие Ригу сегодня, непременно хотят увидеть окно явочной квартиры, разоблаченной сотрудниками гестапо. Все помнят условный горшок с цветком. К счастью, его успели выставить, чтобы предупредить о провале...
Интересно, как была выбрана именно эта квартира. Оказалось, в апреле 1972 года в легендарное кафе–бар «Шкаф» в гостинице «Рига» как–то заглянул студент четвертого курса Рижского медицинского института Валерий Подплетнев.
Как всегда, он сел за свой любимый столик и заказал чашечку кофе. Здесь он заметил симпатичную девушку и решил с ней познакомиться. Тут–то и выяснилось, что его новая знакомая является помощницей кинорежиссера Татьяны Михайловны Лиозновой, которая приехала в Ригу со съемочной группой.
Валера Подплетнев не растерялся и пригласил девушку к себе домой в Старую Ригу. Квартира находилась на улице Яуниела, которая в телесериале «Семнадцать мгновений весны» превратилась уже в Блюменштрассе.
Кстати, в апреле того же 1972 года профессор Плейшнер (этого агента Штирлица сыграл Евгений Евстигнеев) наблюдал за игрой медвежат в Рижском зоопарке...
Весёлый «Карнавал»
Но вернёмся к памятному вечеру в библиотеке–читальне имени И. С. Тургенева. Как напомнил ведущий Вячеслав Шмыров, через 3 года исполнится 100 лет со дня рождения Татьяны Лиозновой, которая появилась на свет 20 июля 1924 года в Москве.
Увы, остается все меньше людей, которые лично общались с выдающимся кинорежиссером. Многие ушли в мир иной, а некоторые сейчас далеко не в лучшей форме.
Есть и такие, кто давно уже сидит в четырех стенах на самоизоляции, боясь выйти в люди. Тем не менее в мероприятии принял участие целый ряд учеников Татьяны Михайловны. Скажем, актриса Татьяна Чернопятова, которая окончила курс Л. А. Кулиджанова и Т. М. Лиозновой во ВГИКе.
«Пухленькая девушка Галя, подруга главной героини — Нины Соломатиной (ее играла Ирина Муравьева. — Прим. Д. М.) в кинокомедии «Карнавал» Т. М. Лиозновой, — как раз та самая Татьяна» — так ведущий представил актрису Чернопятову, которая снялась во многих популярных картинах.
Та самая Татьяна
— Когда я поступила во ВГИК, то уже были сняты и «Три тополя на Плющихе», и «Евдокия», и «Семнадцать мгновений весны», — рассказала Татьяна Чернопятова. — Так что сами можете представить, что мы чувствовали, когда общались с Лиозновой.
Думаю, большинство из нас даже не мечтали попасть на такой курс. С одной стороны, Татьяна Михайловна была требовательным профессором, а с другой стороны, ее за глаза называли Мамой. А это о многом говорит. Мы видели ее в разных ситуациях, в том числе и когда она смеялась от души. Или когда она была готова заплакать...
У нее не было своих детей, и мы чувствовали, что она к нам относится действительно по–матерински. И мы в какой–то степени были ее детьми. Порой не самыми хорошими, а то и вовсе плохими...
Но, как бы там ни было, мы откликались на ее материнское обращение. Да и по возрасту подходили. А теперь мы уже все взрослые. К сожалению, со многими своими сокурсниками я давно не виделась. Очень рада, что Татьяна Михайловна нас здесь всех собрала.
Кто такой Броневой?! Какой Броневой?!
Как отметила Татьяна Чернопятова, факультет, на котором она училась, был совместно актерско–режиссерский.
Тут как раз появился ее чуть припозднившийся сокурсник — прославленный режиссер–постановщик, преподаватель ВГИКа Андрей Эшпай, снявший немало ярких работ: «Униженные и оскорбленные», «Дети Арбата», «Иван Грозный», «Куприн. Впотьмах», «Взрослые дочери» и др.
— В последние годы жизни Татьяны Михайловны я много с ней общался. Она отдельно меня приглашала, даже тогда, когда ей было тяжело... Но, конечно, мы запомнили ее молодой.
Например, как она садилась за руль в короткой кожаной куртке и резко разворачивалась у ВГИКа. Все просто ахали! Она вообще была необыкновенно стремительной. И до самого конца оставалась очень женственной.
Помню, как Татьяна Михайловна расстроилась, что не подготовилась надлежащим образом к визиту Леонида Броневого (в «Семнадцати мгновениях весны» актер сыграл начальника тайной государственной полиции Мюллера. — Прим. Д. М.) в президентскую больницу, где она лежала.
Но охрана, разумеется, тут же пропустила Леонида Броневого. Да и как иначе — знаменитый актер! Броневой зашел в палату к Лиозновой, они пообщались.
А когда он ушел, Татьяна Михайловна своей железной рукой тут же вызвала главную медсестру и главного врача клиники. В общем, все руководство.
Они стояли, как какие–то побитые мальчики, и выслушивали слова Лиозновой: «Какое вы имели право пускать ко мне кого–либо без разрешения?!»
Больничные начальники тут же начали оправдываться: мол, это же сам Леонид Броневой! А в ответ услышали: «Какой Броневой?! При чем здесь Броневой?!
Я знаю, кто такой Броневой! Что вы несете чушь?!» «От ее слов все буквально «расползлись» по стенкам», — рассказал Андрей Эшпай под всеобщий смех зала. Ученики Лиозновой вспомнили и другие примечательные истории...
Читайте другие материалы авторы:
Почему нет хороших фильмов. Мнение режиссёра Вадима Абдрашитова
Как Владимиру Меньшову удалось попасть во ВГИК
Создатель "Ассы" о юбилее и лишних актёрах
Никита Михалков об отце, брате и других членах своего "клана"
Давайте дружить. Пересылайте материалы, ставьте лайки и подписывайтесь. Читайте другие статьи на каналах:
1."Дмитрий Март: мои статьи"