Найти в Дзене
Любимые художники

Любимые художники - Наталья Гончарова

Переходящее знамя лидерства европейской изобразительной мысли кочует из страны в страну. В 15-16 века, в эпоху Возрождения, оно развивалось над Италией. В эпоху барокко его перехватили голландцы и испанцы. Потом какое-то время оно металось по всей Европе и, наконец, во второй половине 19 века прочно обосновалось во Франции, где импрессионисты подвели черту под классическим искусством и открыли дорогу искусству новому. А в начале 20 века до передовых позиций в мировом изобразительном искусстве наконец добралась и Россия - отобрала знамя и уверенно встала в авангарде. Сегодняшняя героиня - одна из главных персоналий русского авангарда.

Наталья Гончарова (1881 - 1962)

"Автопортрет с желтыми лилиями" (1907, Третьяковка)
"Автопортрет с желтыми лилиями" (1907, Третьяковка)

Наталья Сергеевна Гончарова - двоюродная правнучка Натальи Николаевны Гончаровой, в замужестве - Пушкиной. Вспоминая Наталью Николаевну, мы неизбежно вспомним и мужа её, Александра Сергеевича. Так и говоря о Наталье Сергеевне, никуда не деться от её супруга - художника Михаила Ларионова. Потому что парочка эта была союзом не только романтическим, но и творческим.

Учиться искусствам Наталья Гончарова начала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в отделении скульптуры. Училась довольно успешно, пока Михаил Ларионов не сказал ей ставшие знаменитыми и вошедшие во все их биографии слова:
«У вас глаза на цвет, а вы заняты формой. Раскройте глаза на собственные глаза!» Дама обиделась (и её можно понять), но приняла к сведению. И, надо сказать, в данном вопросе Ларионов оказался абсолютно прав: Наталья Гончарова - блестящий колорист. Закончилась история примирением и переводом в класс Коровина.

Первая её выставка заканчивается в первый же день арестом нескольких работ и самой Гончаровой - по обвинению в порнографии. Во за эту работу, в том числе.

"Натурщица на синем фоне" (1910)
"Натурщица на синем фоне" (1910)

Обвинение довольно странное. Говорят, причиной стала не сама обнаженка (она-то испокон веков присутствовала в живописи), а то, что автором её была женщина. Впрочем, уже на следующий день Гончарову отпустили.

К следующей выставке Гончарова придумывает (уверен, что не без участия Ларионова) себе биографию - дескать, путешествовала, работала с Гогеном, Ван Гогом, Моне - но поняла, что Европа лишь копирует Восток и именно там надо искать истоки вдохновения. Под Востоком, надо полагать, она имела в виду не столько Азию, сколько собственно Россию и её традиционную культуру. Что ж, это вполне было в духе времени - рисовать "чтоб похоже" научились все и это перестало быть доблестью, художники за вдохновением стали обращаться не к "старым мастерам", а к первобытному и народному искусству. Тогда появился и вошёл в моду примитивизм (или наивное искусство) - сознательное упрощение рисунка, подражание непрофессиональным народным художникам.
Гончарова и Ларионов брали на вооружение всё - и модернизм, и лубок, и икону... Ларионов тогда выдвинул концепцию "всёчества" - все стили хороши, и всем можно пользоваться для выражения своей творческой идеи. И работы Гончаровой того времени прекрасно это иллюстрируют.

Тут есть и отсылки к Гогену и постимпрессионизму...

"Покос" (1909, Собрание Танашеровых, Москва)
"Покос" (1909, Собрание Танашеровых, Москва)

И к восточным орнаментам...

"Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)" (1911, Третьяковка)
"Павлин под ярким солнцем (стиль египетский)" (1911, Третьяковка)

И к иконописи...

"Старец с cемью звёздами. Апокалипсис" (1910, Третьяковка)
"Старец с cемью звёздами. Апокалипсис" (1910, Третьяковка)

К религиозной тематике и иконе Гончарова обращалась довольно часто. Я в этой теме не особо силён, но встречал два противоположных мнения. Одно - что в этих работах Гончарова полностью отошла от традиций и канонов русской иконописи. А другое - что несмотря на внешнюю необычность, полностью формальным канонам следовала.

Теперь нам снова придётся вспомнить про Михаила Ларионова. Предупреждаю сразу: сейчас будет одно моё субъективное суждение, а потом и вовсе мои домыслы.
Итак, субъективизм. По моему ощущению, в их паре идеологическим лидером был именно Ларионов. А вот собственно как художник - Гончарова была гораздо выше. Не могу сказать, что Ларионов был плохим художником - нет, конечно. Довольно интересный художник он был, но всё-таки, на мой взгляд, не того уровня. Гончарову в художественной табели о рангах я бы вообще поставил в
авангард авангарда - вместе с Кандинским, Малевичем, Шагалом.
А теперь домыслы. Уверен, что Ларионов это прекрасно осознавал. Возможно подпитывал талант Гончаровой своими идеями. И уж в чём точно преуспел - в пиаре их тандема. Ну и, конечно, каждый уважающий себя художник того времени должен был иметь свой собственный "
-изм". И Ларионов придумал лучизм.

На тот момент в тренде изобразительного искусства вслед за упрощением формы появились исследование и трансформация этой самой формы. Пикассо с Браком во Франции придумали кубизм - как попытку расчленить форму на части и пересобрать заново, уже в 2D - показав одновременно со всех сторон, снаружи и изнутри, в разные моменты времени, во всех состояниях сразу, внешность и суть.

Ларионов призвал в союзники физику (а конкретно - оптику) и заявил, что будет писать не сам предмет, а лучи света, им отражаемые. Вот образчик лучизма в исполнении Ларионова:

М. Ларионов, "Петух. Лучистый этюд" (1912, Третьяковка)
М. Ларионов, "Петух. Лучистый этюд" (1912, Третьяковка)

А вот - лучизм от Гончаровой.

"Кошки" (1913, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк)
"Кошки" (1913, Музей Гуггенхайма, Нью-Йорк)
"Жёлтый и зелёный лес" (1913, Государственная галерея Штутгарта)
"Жёлтый и зелёный лес" (1913, Государственная галерея Штутгарта)
"Лучистые лилии" (1913, Пермская государственная художественная галерея)
"Лучистые лилии" (1913, Пермская государственная художественная галерея)

Василий Кандинский разработал целую теорию цвета, изучал восприятие человеком разных цветовых оттенков, проводил параллели между цветом и музыкой. Малевич исследовал цвет, как один из компонентов своего супрематизма. А у Гончаровой просто были "глаза на цвет" - и, на мой взгляд, никто из авангардистов не чувствовал цвет лучше Гончаровой.

Надо сказать, лучизм не нашёл себе последователей и просуществовал недолго. Но тут снова на сцену выходит пиар-менеджер Ларионов. Позже он будет называть лучизм первым беспредметным (т.е. абстрактным) искусством. Но нет. Во-первых, Кандинский был всё-таки раньше. А во-вторых, лучизм как ни крути не беспредметный: кошки, лес, лилии - какая ж тут абстракция?

В 1915 Сергей Дягилев уговаривает Гончарову работать над оформлением своих "Русских сезонов" и они с Ларионовым едут в Париж. И Гончарова проявляет себя и в ипостаси театрального художника.

Эскиз декорации к опере Римского-Корсакова "Золотой петушок" (1914)
Эскиз декорации к опере Римского-Корсакова "Золотой петушок" (1914)
Эскиз костюма к неосуществлённому балету Леонида Мяснина "Литургия" (1915, Государственный центральный театральный музей, Москва)
Эскиз костюма к неосуществлённому балету Леонида Мяснина "Литургия" (1915, Государственный центральный театральный музей, Москва)

Более поздняя:

Дизайн задника к балету Стравинского "Жар-птица" (1926)
Дизайн задника к балету Стравинского "Жар-птица" (1926)

Революция 1917 года застала Гончарову и Ларионова в Париже. Возвращаться они не стали. Гончарова продолжала работать над оформлением театральных постановок, пробовала себя в моде - делала эскизы для Шанель, например. А из живописных работ стоит отметить её испанскую серию  - это, пожалуй, моя любимая часть творчества Гончаровой.

"Испанские танцовщицы" (1918, частная коллекция)
"Испанские танцовщицы" (1918, частная коллекция)

Вот эта самая любимая - просто волшебная:

"Весна. Белые испанки" (1932, Третьяковка)
"Весна. Белые испанки" (1932, Третьяковка)

В 1938 году Гончарова и Ларионов примут французское гражданство, а в 1955 зарегистрируют наконец свой брак - хотя отношения их к тому времени будут уже весьма свободными. Гончарова умерла в 1962 году, Ларионов двумя годами позже.

Я имею обыкновение заканчивать картинами, которые выставляются в моём городе, но - увы - в Самаре Гончаровой нет. Зато есть она в соседнем Ульяновске. В тамошнем художественном музее я обнаружил очень милую раннюю работу Гончаровой. Ей и закончу.

"Московская зима", 1900-е, Ульяновский областной художественный музей
"Московская зима", 1900-е, Ульяновский областной художественный музей

Ну и несколько фото, найденных в сети - Ларионов и Гончарова.

с сайта artchive.ru
с сайта artchive.ru
с сайта artchive.ru
с сайта artchive.ru

Вот теперь точно всё. Следующий герой - британец, картины которого попали под дождь (на самом деле - нет).

#искусство #художники

#изобразительное искусство #наталья гончарова #авангард