Когда художник Адриан Волков представил эту картину в Академии художеств, ее восприняло слабо, если не сказать плохо. Зато на выставках она имела огромный успех.
Ведь житейская драма была такой выразительной, что мимо полотна с названием «Прерванная помолвка» не смогла пройти ни одна дама. Еще бы – как наяву в живописном произведении воплотился самый большой страх каждой молодой девушки 19 века – любимый оказался подлецом.
Хотя, не совсем каждой девушке было присуще этого боятся, разумеется, а лишь той, что была на выданье и имела обеспеченную семью. Порой, для полного счастья богатой купеческой семье не хватало лишь жениха для взрослой дочери. Иногда, даже не очень богатого. Ведь если наследница не блещет красотой и образованием, ее рейтинг на рынке невест падает.
Впрочем, героиня на картине Волкова не уродина, но и не совершенство, а еще, очевидно она давно выходит в свет и безуспешно ищет жениха. Молодой и симпатичный претендент все же подвернулся купеческой семье и дело дошло до помолвки. Но, как мы узнаем из замысла художника, не дальше.
Ведь в самый разгар помолвочного ритуала в барский дом врывается женщина с ребенком на руках. Причем ребенок еще совсем мал, и молодая мать убита горем предательства и унижение. Рядом с ней, очевидно, ее отец. Небогатый мужчина, из мелких чиновников, выбивающий тяжкой упорной службой достойную жизнь для своей семьи.
На картине довольно много героев, все они создают динамичную композицию, закручивающуюся вокруг главных лиц. Но в центре всего этого эмоционального безумия – неудавшийся жених, обманувший как минимум двух девушек.
И хотя молодой человек понуро опустил голову, ему скорее стыдно и неудобно, чем совестно, истинного раскаяния за ним мы не чувствуем. Таково настроение картины.
Одна девушка плачет, прижимая к груди свое незаконное дитя, вторая – в обмороке от того, что страшный сон любой романтичной натуры притворился в жизнь. А виновник хаоса, вероятнее всего, скоро позабудет случившееся. Конечно, удачная сделка сорвалась и жениться на богачке уже не получится, но и мать его ребенка не получила и намека на преданность и раскаяние.