Всемирно известный японский модельер- хибакуся. Хибакуся дословно означается " Подвергшиеся взрыву бомбы". Так в Японии называют жерств атомной бомбардировки Хиросимы. Что удивительно,коллекции Мияке излучают энергию - оптимизма. Несмотря на то,что человек пережил мировую катастрофу он стал великим оптимистом в мире моды.
Иссей Мияке начал создавать одежду,потому что считал себя поистине счастливым человеком. Одежда и счастье для него синонимы. Для Мияке одежда - это способ доставить себе и другим удовольствие. Он говорил: "То, что мы можем принести людям в одежде, это радость; радость – иметь ее" Вы представляете, в японском языке слово "одежда" имеет три ветви значения: западная одежда,японская одежда, одежда,которая приносит счастье,радость.
Он прекрасно помнит тот день,когда произошла эта катастрофа,ему было семь лет. Он помнит,как ослепительно вспыхнул свет,затем прошла волна удушающего жара,осколки стекла вылетали из окон,и начал расти и закручиваться огненный смерч. Город исчез...На людях сгорала кожа, а те,кто находился в эпицентре взрыва ,превратились в тень. Силуэты тел отпечатались на стенах и асфальте. Спустя три когда умирает и мама Иссея и он остается один,поскольку еще раньше он лишился и отца.
Японцы следуют строгим нормам этикета и преданны своим групповым ценностям. Не принято задаваться вопросами,почему так произошло.Они не уместны в стране,где каждый день может обрушиться цунами,тайфун, землетрясение. В японской традиции думать о калечащем опыте войны- непринято ,они готовы восстановить утраченный мир и засадить его сакурой.
"Я и сегодня,- признается Мияке, - вижу небо,залитое ярко-красным светом,затем людей,который бегут, пытаясь найти укрытие. Он пытался забыть тот день,похоронить его и не думать об утраченном. Он постарался думать о радости и о чем-то прекрасном ,также он думал,как приносить людям радость. После этого,он становится дизайнером одежды . По его мнению этот вид творчества самый современный и оптимистичный. А как вы считаете ? Хотели быть сдать дизайнером костюма?
Все считали,что человек,имевший такое прошлое выкатит шар цвета хаки на подиум,но все оказалось по-другому: одежда Мияке рождала только положительные эмоции. Глядя на его многокрасочные артефакты ,понимаешь,что для автора этого праздника каждый отпущенный день - подарок судьбы.
Новые идеи Мияке лежат не столько в сфере дизайна,сколько в области новых технологий,искусства,философии,и это вполне закономерно,ведь счастье не материя-руками не потрогаешь.
Когда Мияке начал заниматься моделированием одежды,то многие японцы считали это не мужским делом. Но так как он был сиротой,то ему не пришлось думать,о том,что говорят другие. Иссей обожал рисование,вскоре он поступил на факультет графического дизайна в Токийский университет изящным искусств TAMA ART. В 25 лет модельер представляет всему свету свою коллекцию " Поэма из холста и камня"
"Поэма" подтверждала старую истину - для того ,чтобы сотворить чудо,японцу достаточно куска неотбеленного холста. Любовь к монохромности,модельер сохранит на протяжении всей своей карьеры.
Его девиз "Простота - это чистая,подлинная красота."
Японцы большие мастера заимствовать чужое- архитектуру,одежу,технологию. Они с легкостью модернизируют ее под себя,по своему вкусу. Работал ассистентом у Живанши( французский модный дом) и Ги Лароша( французский модельер).Работал стилистом у нью-йоркского модельера Джеффри Бина, а затем вернулся в Токио и основал МIYAIKE DESIGN STUDIO/ Фамилия Мияке переводится, как "три дома" и он оправдал это в полной мере.
В семидесятые годы,он уже работал в Париже в Кензо - модный дом был основан в 1970 году японским дизайнером Кендзо Такадой.
Мияке видел,что Кензо любит больше западный крой, а Мияке мечтал и искал вдохновение в японском национальном костюме. Благодаря этому,он сделал шаг вперед, Мияке отошел от западной моды и пошел делать свою.
Начал с выпуска трикотажных маек,он выполнял изображение на одежде в стиле татуировок японской мафии якудзы. Татуировка наносилась на ткань - стиль Мияке. Одежда- это вторая кожа. Только эту кожу можно менять каждый день. Он предпочитал прозрачность в одежде.
Доспехи самураев,японские зонтики,фонарики,его костюм выглядит золотым скафандром,а на деле- копия церемониального наряда самурая.
Одежда Мияке была новой и еще никто ни разу такого не создавал.
Когда Иссей создает свои наряды,то у него есть свои правила,которых он придерживается. Он любит монохромность,но не забывает,что японское кимано имеет сто оттенков белого. "саби" ржавчина- следы возраста,мнимая разношенность вещи,"ваби" воздержанность- отсутствие броскости," сибуй"(вяжущий)-красота,назначенная определенному предмету, "юген"-недоговоренность- мастерство намека.
Иссей Мияке говорит,что он проделает только половину своего пути,занимаясь созданием одежды.Вторую половину пути проходит та девушка,которую эту одежду носит.
В целом,он осуществил колоссальный прорыв в моде,перевернул все представления о том,как нужно кроить и создавать одежду. Он был ни на кого не похожим,непредсказуем,неординарен.
Он любит превращать женскую фигуру в абстракцию геометрическую единицу и учил парижан отличать сто оттенков белого. Японцы привыкли видеть красоту в недосказанности,незаконченности. Он постоянно заставлял задуматься "как же это надеть". Делал две горловины,пришивал три рукава,украшал вещи разными прорезями. Интересен тот факт,что перед показами, Мияке подписывал,как нужно надевать данное изделие,тем самым заставлял также долго помучиться. Также Японцам претит всякая идея симметрии .Они не понимают,как можно дублировать предметы. Все-одинаковые вещи в японской эстетике-грех. Мияке тем самым позволяет понять,что нужно постоянно иметь новые наряды и носить одно и тоже довольно скучно. Говорит это и о том,что можно одну вещь чуть-чуть изменить и она уже станет другой. Он любит одежду-трансформер. Ему нравится одевать женщин в большие вещи - жакеты ,пальто,длинные рубки. Мияке заставлял своих моделей парить в воздухе: манекены двигались на проволочных каркасах,болтали рукавами и издавали звуки ,записанные на маленькие магнитофоны. Когда проходили показы,то мимо людей проплывали красивые,изящные девушки- творения дизайнера.
Больше всего он не хотел возвращаться к своему прошлому и постоянно говорил,что европеец возится со своими проблемам прошлого и ходит к психологу,но я иду вперед,не вспоминая о том,что было. Японец строит свои планы и учит жить себя и других,не оглядываясь на прошлое,он учит иди с поднятой головой к своей мечте в будущее.