Добрейшего всем дня! Не изменяем традициям канала, и раз на календаре четверг - значит, у нас будет интервью.
Сегодня у нас в гостях мастер, работы которого я увидела практически случайно. Мельком просматривала ленту в ВК, и глаз зацепился за изумительно выточенного из дерева малыша-Грута. Кто со мной знаком достаточно давно, тот знает, что я в диком восторге от фильма "Стражи галактики", и даже сделала коллекцию украшений, посвященную главным героям этого фильма.
Так что шансов пройти мимо у меня не было, и я, недолго думая, постучалась в личку))) А еще до этого прогулялась по ленте в ВК. Первое впечатление сложилось очень хорошее: человек не только талантливый, но еще и открытый, доброжелательный. При личном общении это мнение еще больше укрепилось. И я рада представить читателям этого удивительно одаренного и очень душевного человека. У нас в гостях мастер из Оренбурга Никита Ковалев.
Кому в вашей семье можно сказать спасибо за передавшиеся по наследству творческие гены?
Ковалёв Никита, 35 лет, мастер резьбы по дереву. Родился в г. Самара, вырос и живу в Оренбурге. У меня в роду было много творческих личностей - как по отцовской , так и по материнской линии, в основном это были художники. Изобразительные навыки в большей степени мне передались именно по отцовской линии, особенно хорошо у меня получалось срисовывать (не сочтите за отсутствие собственного воображения, уверяю - с этим порядок), именно с этого навыка и берёт своё начало моё 'чувство формы', которое я впоследствии продолжил развивать в деревянной скульптуре.
Когда Вы почувствовали осознанное стремление к творчеству, и каким был результат?
Я думаю, это произошло порядка 12 лет назад, я тогда вёл строительство загородного дома в весьма живописном и отдалённом месте. Как-то раз на объекте мне попался корень ивы весьма интересной формы, и за один вечер при помощи киянки и простой стамески отсёк от него то, что я посчитал лишним. Мой дядя, который по совместительству занимался электромонтажными работами на данном объекте, глядя на итог моих стараний, сказал, что я должен развивать это направление. Разумеется, он был мной услышан. В итоге начатая 'скульптура' была доведена до конца и приобретена хозяином объекта в качестве подставки для сигар и соответствующих аксессуаров (по предварительному заказу). И на том же объекте я вырезал импровизированную акулу из корня вяза, которая была тут же куплена спутницей нашего заказчика, также за приличную сумму - можно сказать, старт у меня получился весьма неплохой))
Среди Ваших работ есть и реально существующие рыбы, птицы т.д., и придуманные, киношные или мультяшные персонажи: малыш-Грут, Ждун... А как вообще появляется желание сотворить тот или иной образ в дереве? Что конкретно должно в нем зацепить и понравиться?
Вообще, на начальном этапе будущий образ определяла форма заготовки, её тип (корень, сувель, кап) и , разумеется, порода дерева, потому что я всегда хотел в своих работах гармонично сочетать естественную красоту древесины с образом и формой изделия - будь то посуда или скульптура. Бывает, лежит у меня перед глазами какая-нибудь коряга, и я могу в течение нескольких дней, а то и недель пытаться разглядеть в ней 'то самое' - и без толку. В подобных случаях очень хорошо помогает прогулка по лесу или поездка на природу, получается абстрагироваться и расфокусировать воображение.
Бывают и противоположные случаи - образ в голове уже есть, а подходящей по всем параметрам заготовки нет. Так, например, было со скульптурой Мастера Угвэя - нужна была твёрдая однородная порода с узкой светлой заболонью (для накидки). В итоге выбор пал на акацию, которая идеально подошла для этого персонажа, а варианты вяза и ореха я отмёл из-за их несоответствия некоторым требованиям.
Вообще, Мастер Угвэй - это моя первая работа в стиле фан-арт и достаточно успешная в плане востребованности, на него заказ даже из Австралии был. Что касаемо поиска самого образа для скульптуры, то тут всё достаточно просто - он должен быть харизматичным, фактурным и, самое самое главное, уметь 'цеплять'. Тут даже не играет роли, положительный это персонаж или отрицательный. Более чем уверен, что мои потенциальные заказчики думают так же.
Какую свою работу Вы считаете самой удачной?
Самой удачной и одновременно самой сложной ( на данный момент) я считаю скульптуру ведьмы Юбабы из культового аниме Хаяо Миядзаки "Унесенные призраками". Очень люблю этот мультфильм, и я не мог не исполнить в дереве его самого фактурного персонажа. Многие меня отговаривали от цветной отделки скульптуры, но я, постоянно прокручивая её образ в голове, четко понимал, что Юбаба без своих ювелирных украшений будет выглядеть просто деревянной старушкой без должной статусности, а яркие украшения на бесцветной статуэтке будут смотреться несуразно, из чего имеем - цветная отделка просто необходима. Итог: работа получилась эффектной, узнаваемой и полностью раскрыла образ персонажа.
Все свои умения Вы нарабатывали самостоятельно, или же повезло встретить настоящих учителей?
Тут буду краток - я самоучка на 100%.
Пробовали ли Вы когда-либо обучить других людей своему мастерству?
Не доводилось, но подобные предложения поступали.
Обычно мастера держат свои профессиональные секреты в тайне. У Вас же практически к каждой работе прилагается рассказ о процессе и материалах. Чем вызвано такое желание делиться своими знаниями?
Я считаю, что творчество должно быть максимально открытым для людей, и не вижу смысла что-то утаивать и скрывать. Мне часто пишут в комментариях 'круто, я так точно не смогу' и т.п., а я, подробно описывая этапы работы и способы отделки, хочу убрать этот ложный блок у неравнодушных людей, особенно это касается молодежи.
Как Вы считаете, могут ли представительницы прекрасного пола овладеть этим искусством, или же это чисто мужское занятие?
Очень даже могут. Кроме наглядных примеров в соцсетях, я воочию наблюдал тому подтверждение, как на Фестивале Столярного Дела в Москве две красивые молодые девушки увлечённо осваивали товарную обработку древесины. Так что никаких преград по гендерному признаку я в этом плане не вижу.
Принимаете ли Вы участие в каких-либо выставках или конкурсах?
Этот этап мной ещё не освоен, но, я считаю, это всего лишь вопрос времени.
Какие три фильма или книги, которые лично Вам очень интересны, можете порекомендовать нашим читателям?
"Собачье сердце" Булгаков М. А., "Москва и москвичи" Гиляровский В. А. и "Уральские сказы" Бажов П. П.
Мой традиционный вопрос: расскажите о самом приятном и самом неприятном моментах в жизни, непосредственно связанных с творчеством.
У меня с творчеством связаны исключительно положительные моменты, у каждого этапа есть своя прелесть. Например,черновая обработка развивает объемное воображение, проработка деталей - художественные навыки и видение тонкостей образа, финишная доводка и отделка - понимание того, как лучше подчеркнуть природную красоту древесины.
Из неприятных могут быть только мелочи - треснула заготовка, порок в древесине и т. д. , но при наличии фантазии всё это поправимо.
Ваше пожелание новичкам в любой творческой сфере.
Не бойтесь начинать, пробовать и экспериментировать. Начинайте с простого и не опускайте руки в момент трудностей.
От автора. Для тех, кто хочет побольше узнать о творчестве Никиты:
И еще несколько великолепных работ этого замечательного мастера.
#интервью #интервью с мастером #дерево #резьба по дереву #деревянные скульптуры #творчество