Меня зовут Виктор. Мне 17 лет. Я готовлюсь к ЕГЭ по обществознанию 2022 года. Делюсь тут информацией, которую считаю полезной.
1.14. Искусство
По кодификатору нам нужно знать:
Искусство, его основные функции
Обозначим главные пункты:
1. Определение понятия "Искусство"
Искусство - специфический вид духовно-практического освоения и эстетического отношения к действительности. (Боголюбов 10 класс база)
Искусство - форма художественно-творческой деятельности людей, целостное отражение действительности в эмоционально-чувственных образах. (Гринберг 10 класс)
Искусство - специализированная профессиональная деятельность, построенная на способности человека выражать свои ощущения в художественно-образных средствах и жанрах. (Кравченко 10 класс)
Котова и Лискова в своём учебнике определение искусства не предоставляют.
Чем же существенно отличаются друг от друга культура и искусство в курсе обществознания, лично я не понимаю. По-хорошему, культура должна быть обозначена более широко, но определение культуры и искусства в курсе обществознания очень похожи. В учебнике Котовой и Лисковой первое (из 5 предоставленных) определений культуры - совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы. И чем же конкретным отличается это определение от определения искусства у Боголюбова? Могли же соорудить более широкое определение культуре и более узкое искусству. В самом же курсе обществознания в духовную культуру (т.е. часть культуры, которая может быть и материальной) входят наука, образование, религия, искусство и мораль. Кстати, если искусство - некий способ выражения внутренних ощущений в художественных образах, то почему её относят к духовной культуре? Я согласен с религией, моралью, наукой и даже образованием. Но не искусство же.
В добавок к этому некорректному разделению понятий, к примеру, в учебнике Боголюбова искусство, идентично культуре, разделяется на элитарную, массовую и народную. Если взять ту же Википедию, то, при сопоставлении определений понятий культуры и искусство, мы сразу увидим разницу между ними (на 21.10.2021).
2. Функции искусства
Боголюбов: Эстетическая, Познавательная, Воспитательная, Коммуникативная, Информационная, Ценностно-ориентирующая, Компенсаторная
Гринберг: Познавательная, Воспитательная, Коммуникативная, Прогностическая, Психологическая, Творческая
Кравченко: Познавательная, Воспитательная, Коммуникативная, Гедонистическая, Рекреационная
Котова и Лискова: Эстетическая, Познавательная, Воспитательная, Коммуникативная, Гедонистическая, Психологическая, Социально-преобразовательная
Если и попадётся в 24 задании искусства, то, думаю, стоит использовать первые четыре функции у Лисковой и Боголюбова (т.е. эстетическую, познавательную, воспитательную, коммуникативную), хотя бы потому, что их проще запомнить.
3. Художественный образ
В сборнике типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой есть задание 25 (нынешние 18-20) варианта 18, в котором просят указать форму существования искусства. Правильным ответом там является художественное произведение, хотя ни в одном учебнике ФП (рассмотренные выше) не говориться о художественных произведениях. Только о художественных образах и о художественной культуре. Конечно, при условном разделении задания 25 на три самостоятельных, навряд ли будут спрашивать про художественные образы и произведения, тем более, что в кодификаторе они не указаны, но лучше обратить на это своё своё внимание.
В сборнике типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой есть 3 задания на тему "искусство":
Вариант 10 задание 6
"... Один из слайдов называется "Виды искусства". Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? ...
1) литература
2) библиотека
3) школа
4) музыка
5) музей
6) живопись"
Ответ: 146
На мой взгляд, это задание можно выполнить без подготовки. Здесь мы натыкаемся на виды культуры, которые не перечислены в учебнике Лисковой, но кое-как "разобраны" в учебнике Боголюбова: Изобразительное искусство (живопись, скульптура, графика, худ. фотография), архитектура, декоративно-прикладное искусство, дизайн, литература, музыка, хореография, театр, кинематограф, цирк, эстрада.
Вариант 12 задание 4
"Выберите верные суждения об искусстве ...
1) Только искусство позволяет человеку раскрыть свой творческий потенциал.
2) Искусство не влияет на мировоззрение человека.
3) Искусство отражает мир в художественных образах, в которых реальность переплетается с вымыслом.
4) Искусство помогает человеку удовлетворять его потребности.
5) Искусство привлекает внимание общество к социальным и нравственным проблемам.
Ответ: 345
Здесь мы натыкаемся на функции и свойства искусства, которые (свойства) никому не нужны, не описываются в учебнике Лисковой, а в учебнике Боголюбова занимают маленький абзац, который всё равно не раскрывает эту тему по существу, поэтому приходиться додумывать.
Первое суждение неверно, потому что существует ещё одна форма духовной культуры (давайте рассматривать эту тему внутри духовной культуры) - наука, которая также позволяет раскрыть творческий потенциал человека.
Второе суждение не верно, так как в курсе обществознания искусство имеет такую функцию как воспитательную, которая предполагает формирование личности человека, а, следовательно, и воздействие на его мировоззрение.
Вариант 19 задание 6
"... Один из слайдов называется "Искусство". Что из перечисленного необходимо включить в этот слайд? ...
1) познание мира с помощью слова, цвета и звука
2) значимость художественного вымысла
3) образность и наглядность
4) получение достоверной картины мира
5) изучение закономерностей развития мира
6) объективность отражения реального мира
Ответ: 123
Я думаю, что подобные задания следует решать методом исключения. В основной своей массе подобные задания сводятся к противопоставлению определённой формы культуры науке.
Не забывайте читать учебники, решать задания из открытого банка заданий ФИПИ и делиться полезными материалами в комментариях.
.
.
.
Используемые источники:
- Справочник Баранова по обществознанию 2020 года выпуска
- Сборник типовых экзаменационных вариантов Котовой и Лисковой 2020 года выпуска
- КОДИФ и ДЕМО 2022 по обществознанию
- Учебник по обществознанию Боголюбова 10-11 классы
- Учебник по обществознанию Гринберга 10-11 классы
- Учебник по обществознанию Кравченко 10-11 классы
- Учебник по обществознанию Котовой и Лисковой 10-11 классы
- Видео на ютуб:
#Егэ #обществознание #егэ обществознание #егэ 2022 #егэ обществознание #искусство #функции искусства #виды искусства #художетсвенный образ #художественное произведение