Имя святого Александра Невского стало синонимом высокого патриотического служения, укорененного в стремлении исполнить правду Божию. Не удивительно, что в западной историографии военные подвиги князя низводятся до уровня мелких пограничных конфликтов, а политика его рассматривается как «недальновидная». Однако очевидно, что это нельзя принять как исторический факт и скорее свидетельствует о предвзятых оценках данного политического и военного лидера. При этом необходимо подчеркнуть, что количество работ об Александре Невском, вышедших даже за последние десятилетия, довольно велико. Активизации общественного интереса к личности Александра Невского способствовали и трехсотлетний юбилей Санкт-Петербурга и празднование 300-летия основания Александро-Невской лавры.
Личность Александра Невского обладает уникальным статусом в исторической памяти современного российского общества. Его имя среди прочих князей нашего средневековья, пожалуй, наиболее известно соотечественникам. Более того, как показало открытое БМЗ-голосование, проведенное телеканалом «Россия» в 2008 г. в рамках проекта «Имя России», именно Александр Невский был назван тем самым героем отечественной истории, восприятие которого имеет, безусловно, положительный характер.
Александр Невский родился приблизительно в 1220 г. в Переяславле. Его отец, князь Ярослав Всеволодович (во святом крещении Феодор), был в то время Переяславским князем. Дворец князя – деревянный, как большинство построек на Руси в те времена – стоял неподалеку от Спасо-Преображенского собора – единственного из дошедших до нашего времени белокаменных храмов Северо-Восточной Руси домонгольского периода (его заложил князь Юрий Долгорукий, а построил в 1157 г. св. Андрей Боголюбский). В этом соборе и крестили князя Александра.
В юности Александр вместе со старшим братом Федором был наместником отца в Новгороде, а после того, как отец получил великое княжение в Киеве, княжил в Новгороде (фактически с 1236 по 1252 гг.). В 1239 г. Александр женился на дочери полоцкого князя Брячислава.
Правление князя Александра выпало на чрезвычайно трудное время: враги нападали на Русь одновременно с разных сторон: с востока – татаро-монголы, с запада – латиняне. Богатый Новгород от татар откупился, а от Литовского государства и шведов откупиться не получилось. Шведы двинулись в поход против Новгорода в 1240 г.; они собирались основать новую крепость и отсечь город от Карелии, т. е. лишить Новгород почти пятой части принадлежащей ему территории (позднее – Вотская пятина).
Вот как говорит об этом Повесть о житии Александра Ярославича Невского, написанная во Владимире через несколько лет после смерти князя, в 1280-е гг.: «Король страны Римской из северной земли… собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным. И пришел в Неву, опьяненный безумием, и отправил послов своих, возгордившись, в Новгород к князю Александру, говоря: «Если можешь, защищайся, ибо я уже здесь и разоряю землю твою».
Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем, и вошел в церковь святой Софии, и, упав на колени пред алтарем, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, боже великий, сильный, боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».
И, окончив молитву, он встал, поклонился архиепископу. Архиепископ же был тогда Спиридон, он благословил его и отпустил».
Перед решающей битвой было явлено некое чудесное предзнаменование, о котором Повесть рассказывает так: «Был один муж, старейшина земли Ижорской, именем Пелугий, ему поручена была ночная стража на море. Был он крещен и жил среди рода своего, язычников, наречено же имя ему в святом крещении Филипп, и жил он богоугодно, соблюдая пост в среду и пятницу, потому и удостоил его Бог видеть видение чудное в тот день. Расскажем вкратце.
Узнав о силе неприятеля, он вышел навстречу князю Александру, чтобы рассказать ему о станах врагов. Стоял он на берегу моря, наблюдая за обоими путями, и провел всю ночь без сна. Когда же начало всходить солнце, он услышал шум сильный на море и увидел один насад, плывущий по морю, и стоящих посреди насада святых мучеников Бориса и Глеба в красных одеждах, держащих руки на плечах друг друга. Гребцы же сидели, словно мглою одетые. Произнес Борис: «Брат Глеб, вели грести, да поможем сроднику своему князю Александру». Увидев такое видение и услышав эти слова мучеников, Пелугий стоял, трепетен, пока насад не скрылся с глаз его.
Вскоре после этого пришел Александр, и Пелугий, радостно встретив князя Александра, поведал ему одному о видении. Князь же сказал ему: «Не рассказывай этого никому». И была сеча великая с римлянами, и перебил их князь бесчисленное множество, а на лице самого короля оставил след острого копья своего…».
Описание битвы на Неве содержит ряд ярких эпизодов, которые позднее будут запечатлены в миниатюрах, иллюстрирующих Лицевой летописный свод – Остермановский I и Лаптевский тома, созданные во второй половине XVI в.
«Храбрый муж из полка Александра по имени Гаврило Олексич… напал на шнек и, увидев королевича, влекомого под руки, въехал до самого корабля по сходням, по которым бежали с королевичем; преследуемые им схватили Гаврилу Олексича и сбросили его со сходен вместе с конем. Но по Божьей милости он вышел из воды невредим, и снова напал на них, и бился с самим воеводою посреди их войска».
На миниатюрах Лицевого свода представлены следующие эпизоды Невской битвы:
– Молитва Александра Невского в храме Святой Софии и благословение его архиепископом перед сражением;
– Гаврила Олексич въезжает на вражеский корабль;
– Александр ранит в лицо Биргера в Невской битве.
Разгром шведов на Неве 15 июля 1240 г. стал первой блистательной победой князя Александра; с этого времени его стали называть Невским. По свидетельству жития, именно перед этой битвой князь обратился к войску со словами: «Не в силе Бог, а в правде». Александр сумел отвоевать старинную русскую крепость Копорье, освободил Псков, а в 1242 г. разбил на льду Чудского озера войска Ливонского ордена:
«Была же тогда суббота, и, когда взошло солнце, сошлись противники. И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей, и казалось, что двинулось замерзшее озеро, и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью.
А это слышал я от очевидца, который поведал мне, что видел воинство Божие в воздухе, пришедшее на помощь Александру. И так победил врагов помощью Божией, и обратились они в бегство, Александр же рубил их, гоня, как по воздуху, и некуда было им скрыться. Здесь прославил Бог Александра пред всеми полками, как Иисуса Навина у Иерихона».
После смерти отца в 1247 г. князь Александр вместе с младшим братом Андреем отправился в Золотую Орду к хану Батыю, а затем – в Монголию, в ставку великих ханов Каракорум. Домой он вернулся в 1249 г. Его брат Андрей стал владимирским князем, а Александр, получив ярлык на киевское княжение, остался в Новгороде.
Князь Александр видел, что справиться своими силами одновременно со всеми врагами невозможно, и проявил лояльность в отношении Золотой Орды. Главной своей задачей он видел оборону западных рубежей. Брат его Андрей княжил во Владимире и заручился помощью Запада в борьбе с татарами, но платой за эту помощь было принятие унии. В 1251 г. к Александру Невскому в Новгород приехали два кардинала с буллой папы Иннокентия IV. По рассказу летописца, Александр в своем ответе папскому посольству изложил всю историю Руси и в заключение сказал: «си вся съведаем добре, а от вас учения не приимаем».
При поддержке татар Александр Невский овладел Владимиром, посадил на княжение в Новгороде своего сына Василия. Князь Андрей, сторонник унии, бежал в Швецию. После бегства Андрея великое княжение владимирское перешло к Александру. В 1262 г. Александр заключил с литовским князем Миндовгом союзный договор против Ливонского ордена и отправился в Золотую Орду: во Владимире, Суздале, Ростове, Переяславле, Ярославле и других городах были перебиты татарские откупщики дани, а сарайский хан Берке потребовал произвести военный набор среди жителей Руси, поскольку возникла угроза его владениям со стороны иранского правителя.
Александр Невский отправился в Орду, чтобы попытаться отговорить хана от этого требования. Пробыв там целый год, на обратном пути князь скончался. Перед смертью он был пострижен в схиму с именем Алексий. Тело князя погребли в 1263 г. в Рождественском монастыре Владимира. Митрополит Кирилл возвестил народу во Владимире о его смерти словами: «Чада моя милая, разумейте, яко заиде солнце Русской земли», и все с плачем воскликнули: «уже погибаем».
О всенародной скорби об умершем князе свидетельствует «Повесть о житии Александра Ярославича Невского». А вот слова нашего знаменитого историка С. М. Соловьева: «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе доставили Александру славную память на Руси и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории…».
#история, #Россия, #князь, #политика