Найти в Дзене
Весёлый историк

Александр Невский

Имя свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го ста­ло си­но­ни­мом вы­со­ко­го пат­ри­о­ти­че­ско­го слу­же­ния, уко­ре­нен­но­го в стрем­ле­нии ис­пол­нить прав­ду Бо­жию. Не уди­ви­тель­но, что в за­пад­ной ис­то­рио­гра­фии во­ен­ные по­дви­ги кня­зя низ­во­дят­ся до уров­ня мел­ких по­гра­нич­ных кон­флик­тов, а по­ли­ти­ка его рас­смат­ри­ва­ет­ся как «недаль­но­вид­ная». Однако очевидно, что это нельзя принять как исторический факт и скорее свидетельствует о предвзятых оценках данного политического и военного лидера. При этом необходимо подчеркнуть, что количество работ об Александре Невском, вышедших даже за последние десятилетия, довольно велико. Активизации общественного интереса к личности Александра Невского способствовали и трехсотлетний юбилей Санкт-Петербурга и празднование 300-летия основания Александро-Невской лавры. Личность Александра Невского обладает уникальным статусом в исторической памяти современного российского общества. Его имя среди прочих князей нашего средневековья,

Имя свя­то­го Алек­сандра Нев­ско­го ста­ло си­но­ни­мом вы­со­ко­го пат­ри­о­ти­че­ско­го слу­же­ния, уко­ре­нен­но­го в стрем­ле­нии ис­пол­нить прав­ду Бо­жию. Не уди­ви­тель­но, что в за­пад­ной ис­то­рио­гра­фии во­ен­ные по­дви­ги кня­зя низ­во­дят­ся до уров­ня мел­ких по­гра­нич­ных кон­флик­тов, а по­ли­ти­ка его рас­смат­ри­ва­ет­ся как «недаль­но­вид­ная». Однако очевидно, что это нельзя принять как исторический факт и скорее свидетельствует о предвзятых оценках данного политического и военного лидера. При этом необходимо подчеркнуть, что количество работ об Александре Невском, вышедших даже за последние десятилетия, довольно велико. Активизации общественного интереса к личности Александра Невского способствовали и трехсотлетний юбилей Санкт-Петербурга и празднование 300-летия основания Александро-Невской лавры.

Личность Александра Невского обладает уникальным статусом в исторической памяти современного российского общества. Его имя среди прочих князей нашего средневековья, пожалуй, наиболее известно соотечественникам. Более того, как показало открытое БМЗ-голосование, проведенное телеканалом «Россия» в 2008 г. в рамках проекта «Имя России», именно Александр Невский был назван тем самым героем отечественной истории, восприятие которого имеет, безусловно, положительный характер.

Алек­сандр Нев­ский ро­дил­ся при­бли­зи­тель­но в 1220 г. в Пе­ре­я­с­лав­ле. Его отец, князь Яро­слав Все­во­ло­до­вич (во свя­том кре­ще­нии Фе­о­дор), был в то вре­мя Пе­ре­я­с­лав­ским кня­зем. Дво­рец кня­зя – де­ре­вян­ный, как боль­шин­ство по­стро­ек на Ру­си в те вре­ме­на – сто­ял непо­да­ле­ку от Спа­со-Пре­об­ра­жен­ско­го со­бо­ра – един­ствен­но­го из до­шед­ших до на­ше­го вре­ме­ни бе­ло­ка­мен­ных хра­мов Се­ве­ро-Во­сточ­ной Ру­си до­мон­голь­ско­го пе­ри­о­да (его за­ло­жил князь Юрий Дол­го­ру­кий, а по­стро­ил в 1157 г. св. Ан­дрей Бо­го­люб­ский). В этом со­бо­ре и кре­сти­ли кня­зя Алек­сандра.

В юно­сти Алек­сандр вме­сте со стар­шим бра­том Фе­до­ром был на­мест­ни­ком от­ца в Нов­го­ро­де, а по­сле то­го, как отец по­лу­чил ве­ли­кое кня­же­ние в Ки­е­ве, кня­жил в Нов­го­ро­де (фак­ти­че­ски с 1236 по 1252 гг.). В 1239 г. Алек­сандр же­нил­ся на до­че­ри по­лоц­ко­го кня­зя Бря­чи­сла­ва.

Прав­ле­ние кня­зя Алек­сандра вы­па­ло на чрез­вы­чай­но труд­ное вре­мя: вра­ги на­па­да­ли на Русь од­новре­мен­но с раз­ных сто­рон: с во­сто­ка – та­та­ро-мон­го­лы, с за­па­да – ла­ти­няне. Бо­га­тый Нов­го­род от та­тар от­ку­пил­ся, а от Ли­тов­ско­го го­су­дар­ства и шве­дов от­ку­пить­ся не по­лу­чи­лось. Шве­ды дви­ну­лись в по­ход про­тив Нов­го­ро­да в 1240 г.; они со­би­ра­лись ос­но­вать но­вую кре­пость и от­сечь го­род от Ка­ре­лии, т. е. ли­шить Нов­го­род по­чти пя­той ча­сти при­над­ле­жа­щей ему тер­ри­то­рии (позд­нее – Вот­ская пя­ти­на).

Вот как го­во­рит об этом По­весть о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го, на­пи­сан­ная во Вла­ди­ми­ре через несколь­ко лет по­сле смер­ти кня­зя, в 1280-е гг.: «Ко­роль стра­ны Рим­ской из се­вер­ной зем­ли… со­брал си­лу ве­ли­кую, и на­пол­нил мно­гие ко­раб­ли пол­ка­ми сво­и­ми, дви­нул­ся с огром­ным вой­ском, пы­хая ду­хом рат­ным. И при­шел в Неву, опья­нен­ный безу­ми­ем, и от­пра­вил по­слов сво­их, воз­гор­див­шись, в Нов­го­род к кня­зю Алек­сан­дру, го­во­ря: «Ес­ли мо­жешь, за­щи­щай­ся, ибо я уже здесь и разо­ряю зем­лю твою».

Алек­сандр же, услы­шав та­кие сло­ва, раз­го­рел­ся серд­цем, и во­шел в цер­ковь свя­той Со­фии, и, упав на ко­ле­ни пред ал­та­рем, на­чал мо­лить­ся со сле­за­ми: «Бо­же слав­ный, пра­вед­ный, бо­же ве­ли­кий, силь­ный, бо­же пре­веч­ный, со­тво­рив­ший небо и зем­лю и уста­но­вив­ший пре­де­лы на­ро­дам, ты по­ве­лел жить, не пре­сту­пая чу­жих гра­ниц». И, при­пом­нив сло­ва про­ро­ка, ска­зал: «Су­ди, Госпо­ди, оби­дя­щих ме­ня и огра­ди от бо­рю­щих­ся со мною, возь­ми ору­жие и щит и встань на по­мощь мне».

И, окон­чив мо­лит­ву, он встал, по­кло­нил­ся ар­хи­епи­ско­пу. Ар­хи­епи­скоп же был то­гда Спи­ри­дон, он бла­го­сло­вил его и от­пу­стил».

Пе­ред ре­ша­ю­щей бит­вой бы­ло яв­ле­но некое чу­дес­ное пред­зна­ме­но­ва­ние, о ко­то­ром По­весть рас­ска­зы­ва­ет так: «Был один муж, ста­рей­ши­на зем­ли Ижор­ской, име­нем Пе­лу­гий, ему по­ру­че­на бы­ла ноч­ная стра­жа на мо­ре. Был он кре­щен и жил сре­ди ро­да сво­е­го, языч­ни­ков, на­ре­че­но же имя ему в свя­том кре­ще­нии Филипп, и жил он бо­го­угод­но, со­блю­дая пост в сре­ду и пят­ни­цу, по­то­му и удо­сто­ил его Бог ви­деть ви­де­ние чуд­ное в тот день. Рас­ска­жем вкрат­це.

Узнав о си­ле непри­я­те­ля, он вы­шел на­встре­чу кня­зю Алек­сан­дру, чтобы рас­ска­зать ему о ста­нах вра­гов. Сто­ял он на бе­ре­гу мо­ря, на­блю­дая за обо­и­ми пу­тя­ми, и про­вел всю ночь без сна. Ко­гда же на­ча­ло всхо­дить солн­це, он услы­шал шум силь­ный на мо­ре и уви­дел один на­сад, плы­ву­щий по мо­рю, и сто­я­щих по­сре­ди на­са­да свя­тых му­че­ни­ков Бо­ри­са и Гле­ба в крас­ных одеж­дах, дер­жа­щих ру­ки на пле­чах друг дру­га. Греб­цы же си­де­ли, слов­но мглою оде­тые. Про­из­нес Бо­рис: «Брат Глеб, ве­ли гре­сти, да по­мо­жем срод­ни­ку сво­е­му кня­зю Алек­сан­дру». Уви­дев та­кое ви­де­ние и услы­шав эти сло­ва му­че­ни­ков, Пе­лу­гий сто­ял, тре­пе­тен, по­ка на­сад не скрыл­ся с глаз его.

Вско­ре по­сле это­го при­шел Алек­сандр, и Пе­лу­гий, ра­дост­но встре­тив кня­зя Алек­сандра, по­ве­дал ему од­но­му о ви­де­нии. Князь же ска­зал ему: «Не рас­ска­зы­вай это­го ни­ко­му». И бы­ла се­ча ве­ли­кая с рим­ля­на­ми, и пе­ре­бил их князь бес­чис­лен­ное мно­же­ство, а на ли­це са­мо­го ко­ро­ля оста­вил след остро­го ко­пья сво­е­го…».

Опи­са­ние бит­вы на Неве со­дер­жит ряд яр­ких эпи­зо­дов, ко­то­рые позд­нее бу­дут за­пе­чат­ле­ны в ми­ни­а­тю­рах, ил­лю­стри­ру­ю­щих Ли­це­вой ле­то­пис­ный свод – Остер­ма­нов­ский I и Лап­тев­ский то­ма, со­здан­ные во вто­рой по­ло­вине XVI в.

«Храб­рый муж из пол­ка Алек­сандра по име­ни Гав­ри­ло Олек­сич… на­пал на шнек и, уви­дев ко­роле­ви­ча, вле­ко­мо­го под ру­ки, въе­хал до са­мо­го ко­раб­ля по сход­ням, по ко­то­рым бе­жа­ли с ко­роле­ви­чем; пре­сле­ду­е­мые им схва­ти­ли Гав­ри­лу Олек­си­ча и сбро­си­ли его со схо­ден вме­сте с ко­нем. Но по Бо­жьей ми­ло­сти он вы­шел из во­ды невре­дим, и сно­ва на­пал на них, и бил­ся с са­мим во­е­во­дою по­сре­ди их вой­ска».

На ми­ни­а­тю­рах Ли­це­во­го сво­да пред­став­ле­ны сле­ду­ю­щие эпи­зо­ды Нев­ской бит­вы:

– Мо­лит­ва Алек­сандра Нев­ско­го в хра­ме Свя­той Со­фии и бла­го­сло­ве­ние его ар­хи­епи­ско­пом пе­ред сра­же­ни­ем;

– Гав­ри­ла Олек­сич въез­жа­ет на вра­же­ский ко­рабль;

– Алек­сандр ра­нит в ли­цо Бир­ге­ра в Нев­ской бит­ве.

Раз­гром шве­дов на Неве 15 июля 1240 г. стал пер­вой бли­ста­тель­ной по­бе­дой кня­зя Алек­сандра; с это­го вре­ме­ни его ста­ли на­зы­вать Нев­ским. По сви­де­тель­ству жи­тия, имен­но пе­ред этой бит­вой князь об­ра­тил­ся к вой­ску со сло­ва­ми: «Не в си­ле Бог, а в прав­де». Алек­сандр су­мел от­во­е­вать ста­рин­ную рус­скую кре­пость Ко­по­рье, осво­бо­дил Псков, а в 1242 г. раз­бил на льду Чуд­ско­го озе­ра вой­ска Ли­вон­ско­го ор­де­на:

«Бы­ла же то­гда суб­бо­та, и, ко­гда взо­шло солн­це, со­шлись про­тив­ни­ки. И бы­ла се­ча же­сто­кая, и сто­ял треск от ло­ма­ю­щих­ся ко­пий и звон от уда­ров ме­чей, и ка­за­лось, что дви­ну­лось за­мерз­шее озе­ро, и не бы­ло вид­но льда, ибо по­кры­лось оно кро­вью.

А это слы­шал я от оче­вид­ца, ко­то­рый по­ве­дал мне, что ви­дел во­ин­ство Бо­жие в воз­ду­хе, при­шед­шее на по­мощь Алек­сан­дру. И так по­бе­дил вра­гов по­мо­щью Бо­жи­ей, и об­ра­ти­лись они в бег­ство, Алек­сандр же ру­бил их, го­ня, как по воз­ду­ху, и неку­да бы­ло им скрыть­ся. Здесь про­сла­вил Бог Алек­сандра пред все­ми пол­ка­ми, как Иису­са На­ви­на у Иери­хо­на».

По­сле смер­ти от­ца в 1247 г. князь Алек­сандр вме­сте с млад­шим бра­том Ан­дре­ем от­пра­вил­ся в Зо­ло­тую Ор­ду к ха­ну Ба­тыю, а за­тем – в Мон­го­лию, в став­ку ве­ли­ких ха­нов Ка­ра­ко­рум. До­мой он вер­нул­ся в 1249 г. Его брат Ан­дрей стал вла­ди­мир­ским кня­зем, а Алек­сандр, по­лу­чив яр­лык на ки­ев­ское кня­же­ние, остал­ся в Нов­го­ро­де.

Князь Алек­сандр ви­дел, что спра­вить­ся сво­и­ми си­ла­ми од­новре­мен­но со все­ми вра­га­ми невоз­мож­но, и про­явил ло­яль­ность в от­но­ше­нии Зо­ло­той Ор­ды. Глав­ной сво­ей за­да­чей он ви­дел обо­ро­ну за­пад­ных ру­бе­жей. Брат его Ан­дрей кня­жил во Вла­ди­ми­ре и за­ру­чил­ся по­мо­щью За­па­да в борь­бе с та­та­ра­ми, но пла­той за эту по­мощь бы­ло при­ня­тие унии. В 1251 г. к Алек­сан­дру Нев­ско­му в Нов­го­род при­е­ха­ли два кар­ди­на­ла с бул­лой па­пы Ин­но­кен­тия IV. По рас­ска­зу ле­то­пис­ца, Алек­сандр в сво­ем от­ве­те пап­ско­му по­соль­ству из­ло­жил всю ис­то­рию Ру­си и в за­клю­че­ние ска­зал: «си вся съве­да­ем доб­ре, а от вас уче­ния не прии­ма­ем».

При под­держ­ке та­тар Алек­сандр Нев­ский овла­дел Вла­ди­ми­ром, по­са­дил на кня­же­ние в Нов­го­ро­де сво­е­го сы­на Ва­си­лия. Князь Ан­дрей, сто­рон­ник унии, бе­жал в Шве­цию. По­сле бег­ства Ан­дрея ве­ли­кое кня­же­ние вла­ди­мир­ское пе­ре­шло к Алек­сан­дру. В 1262 г. Алек­сандр за­клю­чил с ли­тов­ским кня­зем Мин­дов­гом со­юз­ный до­го­вор про­тив Ли­вон­ско­го ор­де­на и от­пра­вил­ся в Зо­ло­тую Ор­ду: во Вла­ди­ми­ре, Суз­да­ле, Ро­сто­ве, Пе­ре­я­с­лав­ле, Яро­слав­ле и дру­гих го­ро­дах бы­ли пе­ре­би­ты та­тар­ские от­куп­щи­ки да­ни, а са­рай­ский хан Бер­ке по­тре­бо­вал про­из­ве­сти во­ен­ный на­бор сре­ди жи­те­лей Ру­си, по­сколь­ку воз­ник­ла угро­за его вла­де­ни­ям со сто­ро­ны иран­ско­го пра­ви­те­ля.

Алек­сандр Нев­ский от­пра­вил­ся в Ор­ду, чтобы по­пы­тать­ся от­го­во­рить ха­на от это­го тре­бо­ва­ния. Про­быв там це­лый год, на об­рат­ном пу­ти князь скон­чал­ся. Пе­ред смер­тью он был по­стри­жен в схи­му с име­нем Алек­сий. Те­ло кня­зя по­греб­ли в 1263 г. в Рож­де­ствен­ском мо­на­сты­ре Вла­ди­ми­ра. Мит­ро­по­лит Ки­рилл воз­ве­стил на­ро­ду во Вла­ди­ми­ре о его смер­ти сло­ва­ми: «Ча­да моя ми­лая, ра­зу­мей­те, яко за­и­де солн­це Рус­ской зем­ли», и все с пла­чем вос­клик­ну­ли: «уже по­ги­ба­ем».

О все­на­род­ной скор­би об умер­шем кня­зе сви­де­тель­ству­ет «По­весть о жи­тии Алек­сандра Яро­сла­ви­ча Нев­ско­го». А вот сло­ва на­ше­го зна­ме­ни­то­го ис­то­ри­ка С. М. Со­ло­вье­ва: «Со­блю­де­ние Рус­ской зем­ли от бе­ды на во­сто­ке, зна­ме­ни­тые по­дви­ги за ве­ру и зем­лю на за­па­де до­ста­ви­ли Алек­сан­дру слав­ную па­мять на Ру­си и сде­ла­ли его са­мым вид­ным ис­то­ри­че­ским ли­цом в древ­ней ис­то­рии…».

#история, #Россия, #князь, #политика