1. Текст.
Из письма
Во-первых, объявлю вам, друг прелестный,
Что вот теперь уж более ста лет,
Как людям образованным известно,
Что времени с пространством вовсе нет;
Что это только призрак субъективный,
Иль, попросту сказать, один обман.
Сего не знать есть реализм наивный,
Приличный ныне лишь для обезьян.
А если так, то, значит, и разлука,
Как временно-пространственный мираж,
Равна нулю, а с ней тоска и скука,
И прочему всему оценка та ж…
Сказать по правде: от начала века
Среди толпы бессмысленной земной
Нашлись всего два умных человека —
Философ Кант да прадедушка Ной.
Тот доказал методой априорной,
Что, собственно, на всё нам наплевать,
А этот — эмпирически бесспорно:
Напился пьян и завалился спать.
1890 г.
2. Владимир Сергеевич Соловьёв хорошо и не без юмора показал, что сделав практические эмпирические выводы из трансцендентальных утверждений, легко прийти к парадоксу, точнее — к нелепости.
Всё началось с того, что Иммануил Кант совершенно произвольно, то есть никак не обоснованно, заявил в рамках своего специфического скептического критицизма, или специфического критического скептицизма, что вещь в себе хотя и несомненно существует, ибо что бы аффицировало наше восприятие, то есть что бы воздействовало на наши чувства, но она непознаваема.
3. «Вещь в себе» это не совсем удачный перевод Ding an sich, правильнее было бы переводить не «вещь в себе», то есть вещь, расположенная в себе самой, что несколько нелепо, хотя радует плотностью и компактностью, но эти определения не охватываются немецким подлинником и автором вовсе не это имеется в виду, а «вещь сама по себе», то есть «вещь как таковая», а не вещь в её отношении к чему-либо или отношение чего либо к вещи.
4. Нетрудно согласиться с тем, что вещь саму по себе, то есть как таковую, разумеется, познать невозможно. Ведь для всякого познания необходима связь вещи и познающего, а это уже вещь в отношении к познающему или познающий в отношении к вещи. Но речь должна вестись не о горе потери своей девственности вещью, как только она станет воспринятой, а о том, может ли в восприятии вещь раскрыться сама по себе, то есть может ли восприятие вещи быть объективным и сохраняющим в неприкосновенности девственную плеву вещи. Иными словами, (1) воспринимающий может реконструировать из своего восприятия воспринимаемое или (2) в восприятии намертво сцепились воспринимающий и воспринимаемое?
5. И. Кант уверенно заявляет, что воспринимающему сие разделение не под силу: всякое восприятие непоправимо искажает вещь для воспринимающего. Если бы И. Кант был до конца скептичен и критичен, он бы не был столь уверен. Он бы сказал, что не знает ничего о сохранности вещи самой по себе в восприятии и познании вообще. (1) Она может в восприятии не сохраняться, и тогда объективное познание невозможно. Но (2) она же может в восприятии сохраняться, и тогда объективное познание возможно.
6. И. Кант, повторяю, произвольно выбрал вариант агностического недоскепсиса и объявил вещь саму по себе непознаваемой. Однако, с самим фактом восприятия И. Кант согласился. То есть объективный мир вещей, так называемых ноуменов, существует, но ноумены и их сложный духовный мир и материальное строение непознаваемы. Являются же они к нам в качестве феноменов. И формы явления И. Кант фиксирует как (1) пространство и (2) время. И. Канту крайне необходимы эти формы восприятия, иначе ему пришлось бы отказаться даже от искажающего вещи восприятия. Поэтому он фиксирует эти формы как формы человеческого восприятия и объявляет их целиком субъективными, располагающимися сугубо на стороне субъекта.
7. Такая унылая нищета познания И. Канта почему-то не устраивала, хотя он всей своей натурой к ней стремился и даже ради неё нарушал свой изначальный «строго научный» скептицизм. Поэтому он объявил познание возможным, но лишь познание феноменов, то есть познание эмпирическое, а не теоретическое. Работайте с феноменами, друзья, и не рыпайтесь на вещь в себе. Это и будет всё ваше познание. В это познании вы можете вводить различные понятия и категории, формулировать закономерности и законы, но относиться всё это будет только к феноменам, не к ноуменам, и в любой момент новая связка феноменов способна разрушить ваши эмпирические мыслительные построения.
8. Но если в восприятии мира вещей ни одна из них, ни мир в целом не воспринимаются объективно, то есть вещь сама по себе нам никак не доступна, то сама гипотеза об её существовании повисает в воздухе, точнее — в вакууме. Иоганн Готлиб Фихте в своём, фихтеанском, критицизме И. Канта именно к этому и пришёл: не нужна никакая вещь в себе или вещь сама по себе, имеются только восприятия без воспринимаемого, а значит — порождённые исключительно нашим сознанием; с ними и надо работать. Поэтому И. Г. Фихте назвал И. Канта тремя четвертями головы, Fierdreiteilkopf, разумно полагая что его, фихтевская, голова целая, со всеми четырьмя четвертями. И эта голова, Я, как удостоверяет себе самой тождество с самой собой, так и порождает весь мир из самой себя: Я=Я и Я=не-Я.
9. Ирония и сарказм юмора В. С. Соловьёва базируются на том, что методой априорной, то есть методой доопытного познания, доказывается у И. Канта тщета теоретического познания. Тут у И. Канта несомненное противоречие: предпринята попытка убедительно априорно, то есть доопытно и чисто теоретически, доказать тщету теоретического априорного познания. А с другой стороны, со стороны живого мира, не обвешанного гирляндами кантовского критицизма, демонстрируется триумф кантовского эмпиризма: Ной эмпирически бесспорно напился пьян и завалился спать. Ною в таком состоянии, действительно, на всё наплевать: он уже не ведает ни времени, ни пространства, ни, тем паче, вещи в себе. Он сам себе и небо, и луна…
В таком же, примерно, кошмаре субъективизма пребывает Леонид Валентинович Фёдоров и его «АукцЫон».
Я сам себе и небо, и луна,
Голая, довольная луна,
Долгая дорога, да и то не моя.
За мною зажигали города,
Глупые, чужие города,
Там меня любили, только это не я.
АукцЫон. Дорога (1995).
Конечно, не ты. Как тебя ни люби, ты ж вещь в себе! Вещью нелюбленной и останешься.
2021.10.21.
Последняя пара сотен моих заметок. https://www.facebook.com/groups/703545843109499/posts/2338770829586984/