В Новосибирске широкое освещение получил скандал с осквернением мемориала Славы подростками. Власти нашли, кого наказать, но изменит ли это ситуацию?
Скандалы с осквернениями мемориалов советским воинам всегда болезненно отзываются в обществе. Память о Победе, наверное, является тем немногим, что еще удерживает единство русского народа (в широком смысле).
Очередной эксцесс произошел в Новосибирске, где подростки решили устроить пикник возле чаши Вечного огня. Власти города отреагировали на действия школьников. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть раскритиковал ЧОП, занимавшийся охраной мемориала.
"Поручение – провести подробное расследование, почему не сработали службы безопасности. Почему частное охранное предприятие узнает эту информацию от нас, а мы – из СМИ. Где наши видеокамеры? <...> Считаю, что с ЧОПом соглашения нужно расторгать департаменту и предъявлять требования к их профессионализму", – приводят СМИ слова мэра.
Реакция городского чиновника на произошедшее показательна. История вышла в федеральные СМИ, и с политической точки зрения необходимо было как-то реагировать. А наша власть любит принимать простые и понятные ей меры запретительного характера (причем не там, где это реально необходимо).
Конечно, возможно в договоре были прописаны обязанности ЧОПа по предотвращению подобных инцидентов. Однако возле каждого обелиска, памятника или церкви поставить охрану невозможно. А с учетом прошедших в последние годы трагедий с расстрелами в школах, ЧОПами придется обеспечить и все школьные проходные? А потом и детские сады?
В нашей стране парадоксально сочетается безнаказанность в вопросах властно-управленческой ответственности с директивно-запретительной жесткостью в сферах, затрагивающих население.
Особенно ярко это проявилось в вопросах борьбы с распространившейся в стране модной болезнью. За почти два года в стране с огромной научной традицией не было проведено ни одной значимой публичной дискуссии специалистов. При этом различные ограничительные меры вводятся постоянно.
В общем, показательное решение по ЧОПу оставим на совести мэра, но совершенно точно этим ограничиться категорически нельзя. Возвращаясь к вопросу о подростках, заметим, что они совершили отвратительный поступок. Однако нужно учесть, что в нашем обществе нет идеологии, поэтому в нем дезориентированы не только подростки, но и взрослые.
У нас почти не снимают достойных фильмов про войну. В отличие от советского времени и даже 90-х, когда старые советские фильмы крутили часто, а новых антисоветских еще не успели наснимать. Подростки начнут уважать свое прошлое, посмотрев “Сталинград” или “Предстояние”?
Совсем недавно в центре Новосибирска прошла выставка, организованная немецким консульством, из которой мы “узнали”, что СССР насаждал “диктатуру” свободолюбивым немцам в ГДР. Добавляет ли этот ультралиберальный бред уважения к подвигу советских солдат в годы Великой Отечественной войны?
Не приходится говорить ни о тонком и сложном чувстве сопричастности, благодарности ветеранам, но и о простой исторической правде и ясности в трактовках той войны и ее последствий. Скорее вопреки государственной пустоте в сфере идеологии стал возможен Бессмертный полк, да и тот в последнее время, кажется, стараются убить формализмом, пафосом, бредовым переводом в онлайн.
При внимательном рассмотрении проблемы становится ясно, что она похожа на матрешку:
- нужно воспитывать детей, но у взрослых заварена крутая каша в головах;
- нет согласия среди интеллигенции, задающей и транслирующей смыслы;
- нет государственной идеологии, чтобы организовать интеллигенцию.
Даже болезненный для России удар по Украине, где переформатированное сознание части украинцев обеспечило победу Майдана, не изменил ситуацию коренным образом. Запад уже объявил нас чуть ли не новой “империей зла”, своей экзистенциальной угрозой, а мы все рассуждаем о торговле с “партнерами”. Удивляемся, обижаемся, отчего нас не принимают в клуб “белых господ”?
Идейная пустота поглощает российское общество. Подростки не могут отличить, что такое “хорошо” и что такое “плохо”, потому что сбиты и дискредитированы всякие ориентиры. Что-то в голову молодежи еще успевала заложить школа, но все последние тенденции по навязыванию дистанционного обучения сводят ее воспитательное влияние к нулю.
Сейчас передача исторического самосознания следующим поколениям зависит буквально от каждого активного и неравнодушного гражданина, благо Интернет дает большие возможности в информационной работе. Очевидно, что власть будет дальше решительно и наступательно бороться с напастью, как Пер Гюнт с Кривой (и с тем же результатом). Граждане должны осознать, что сегодня только от них зависит сохранение памяти о своей истории и Победе.