На встречу c гомельчанами Анатолий Гин приехал из Москвы. Когда-то он работал в областном центре учителем физики — сначала в школе, затем в колледже, и за годы преподавания понял: стандартные учебники не развивают в ребёнке творческой личности, а лишь натаскивают на решение тривиальных задач, которые, как известно, в жизни почти не встречаются.
Анатолий Гин
В поисках альтернативной методики преподавания молодой педагог вышел на теорию решения изобретательских задач (ТРИЗ), которую применяют инженеры в разработке патентов, и «заземлил» её на школьную программу по физике. С тех пор Анатолий Гин занимается популяризацией ТРИЗ-педагогики и её инструментов, издаёт пособия и задачники для школьников, студентов и бизнесменов и консультирует специалистов по всему миру, не забывая время от времени заезжать в родной город.
Предлагаем вашему вниманию наиболее яркие и спорные тезисы из выступления мастера ТРИЗ и педагога.
Зачем Дон Кихот воевал с мельницей
— Эволюционный путь человечества — это история его изобретений. Высших приматов и людей разлучило копьё. Сегодня модно рассуждать о концепции «цифрового ада» и деструктивности интернета, оказавшегося как будто могущественнее своих изобретателей. Но гидравлическая сила домкрата, например, во много раз превосходит наши физические способности. Повод ли это демонизировать технологию?
Нам свойственно опасаться всего нового. Дон Кихот напал на ветряную мельницу, потому что она была символом хайтека, не иначе. Сегодня «мельница» — это нейронные сети и искусственный интеллект, которые, по мнению учёных-пессимистов, не оставят человеку места в новой системе хозяйствования. Я же считаю, что нужно научиться использовать их во благо — только и всего.
Где искать «коллективное сознательное»
— Сегодня гаджеты — своего рода цифровые копии владельца. Фитнес-браслет, например, «снимает» показатели вроде частоты сердечных сокращений или дыхания, а смартфон «запоминает» наши информационные и вкусовые предпочтения. Что это, если не симптом грядущего переворота? Прикладной потенциал имеющихся в нашем распоряжении технологий не реализован и в половину, особенно в социальной сфере.
Представим, что медицина будущего выполняет функцию «здоровьесбережения»: лечить не понадобится, если гаджет вовремя сообщит о незначительных «неполадках» в организме человека. Или образование, построенное на синтезе знаний и перцептивного опыта: ребёнок гораздо лучше усвоит историю, «побывав» в виртуальном средневековом городе, ощутив его краски и запахи, нежели прочитав о нём в учебнике. Эти утопические на первый взгляд концепции можно воплотить в реальность уже сегодня, пусть и не полностью. Основное затруднение состоит в том, что капитал ещё недостаточно освоил такую наукоёмкую сферу, как искусственный интеллект. Новые разработки могут себе позволить единичные многомиллиардные корпорации.
Отсюда нетрудно вывести главный тренд образования новой эры — креативизм, или способность применять творческие и изобретательские принципы в решении обыденных задач. Здесь и пригождается ТРИЗ-педагогика с её инновационным инструментарием.
Интернет же — серьёзное подспорье в преподавании, поскольку суммирует накопленные нами и нашими предками знания на одном невесомом носителе, доступ к которому есть у каждого. В известной степени всемирная сеть — это «коллективное сознательное» или бог, созданный человеком, «сумма» всех людей. Популярная в XX веке концепция ноосферы — общечеловеческого сознания, которое сольётся с природой в идеальной точке, образуя целостность вроде молекулы или атома — быть может, уже нашла своё воплощение в сети. О том, чтобы игнорировать эту технологию, не может быть и речи. Но вполне естественно, что к выбору источников нужно подходить тем избирательнее, чем больше их становится.
Куда на самом деле отправился Петя
— Задействуя приёмы ТРИЗ-педагогики и передовые технологические наработки в школьном образовании, мы научим детей нестандартно мыслить, выходить за границы шаблонов, в равной степени использовать воображение и аналитический аппарат в решении задач. Как результат, ребята вырастут более приспособленными к жизни. Из пункта А в пункт Б Петя отправляется только в задачнике. В реальности он создаёт семью, строит карьеру и нередко оказывается на распутье. Задача педагога — научить его делать выбор.
Кроме того, ребёнок должен представлять границы своей информированности и знать, куда обратиться за знаниями, которыми он пока не располагает. Этому его вряд ли научит задача с закрытым вопросом и односложным ответом.
Сейчас учреждений образования, применяющих методы ТРИЗ-педагогики, практически не существует. Мы не занимаемся их рекламой или навязыванием, а только показываем на конкретных примерах наши преимущества перед устаревшими образовательными паттернами. У нас более тысячи учеников, каждый из которых так или иначе связал жизнь с ТРИЗ-педагогикой. Выпускаем книги для детей, преподавателей и просто заинтересованных, снимаем видеокурсы на проекте Creatime, ездим с семинарами по ближнему и дальнему зарубежью — словом, заняться есть чем, жаль, эпидемия вмешалась в наши планы. И везде проповедуем принцип: главное изобретение человека — его собственная жизнь.