Найти тему

Известный педагог Анатолий Гин выступил с лекцией в Гомеле

На встречу c гомельчанами Анатолий Гин приехал из Москвы. Когда-то он рабо­тал в областном центре учителем физики — сначала в школе, затем в колледже, и за годы преподавания понял: стандартные учебники не развивают в ребёнке творческой личности, а лишь натаскивают на решение тривиаль­ных задач, которые, как известно, в жизни почти не встречаются.

Анатолий Гин

В поисках альтернатив­ной методики преподава­ния молодой педагог вышел на теорию решения изобре­тательских задач (ТРИЗ), которую применяют инже­неры в разработке патентов, и «заземлил» её на школьную программу по физике. С тех пор Анатолий Гин занима­ется популяризацией ТРИЗ-педагогики и её инструмен­тов, издаёт пособия и задач­ники для школьников, сту­дентов и бизнесменов и кон­сультирует специалистов по всему миру, не забывая время от времени заезжать в род­ной город.

Предлагаем вашему вни­манию наиболее яркие и спорные тезисы из выступле­ния мастера ТРИЗ и педагога.

Зачем Дон Кихот воевал с мельницей

— Эволюционный путь человечества — это история его изобретений. Высших приматов и людей разлучило копьё. Сегодня модно рассу­ждать о концепции «цифро­вого ада» и деструктивности интернета, оказавшегося как будто могущественнее своих изобретателей. Но гидравли­ческая сила домкрата, напри­мер, во много раз превосхо­дит наши физические спо­собности. Повод ли это демо­низировать технологию?

Нам свойственно опа­саться всего нового. Дон Кихот напал на ветряную мельницу, потому что она была символом хайтека, не иначе. Сегодня «мель­ница» — это нейронные сети и искусственный интел­лект, которые, по мнению учёных-пессимистов, не оставят человеку места в новой системе хозяйствова­ния. Я же считаю, что нужно научиться использовать их во благо — только и всего.

-2

Где искать «коллективное сознательное»

— Сегодня гаджеты — своего рода цифровые копии владельца. Фитнес-браслет, например, «снимает» пока­затели вроде частоты сер­дечных сокращений или дыхания, а смартфон «запо­минает» наши информа­ционные и вкусовые пред­почтения. Что это, если не симптом грядущего перево­рота? Прикладной потенциал имеющихся в нашем распо­ряжении технологий не реа­лизован и в половину, осо­бенно в социальной сфере.

-3

Представим, что медицина будущего выполняет функ­цию «здоровьесбережения»: лечить не понадобится, если гаджет вовремя сообщит о незначительных «неполад­ках» в организме человека. Или образование, построен­ное на синтезе знаний и пер­цептивного опыта: ребёнок гораздо лучше усвоит исто­рию, «побывав» в виртуаль­ном средневековом городе, ощутив его краски и запахи, нежели прочитав о нём в учебнике. Эти утопические на первый взгляд концепции можно воплотить в реаль­ность уже сегодня, пусть и не полностью. Основное затруднение состоит в том, что капитал ещё недоста­точно освоил такую наукоём­кую сферу, как искусствен­ный интеллект. Новые разра­ботки могут себе позволить единичные многомиллиард­ные корпорации.

Отсюда нетрудно выве­сти главный тренд образования новой эры — креативизм, или способность при­менять творческие и изобретательские принципы в решении обыденных задач. Здесь и пригождается ТРИЗ-педагогика с её инновационным инструментарием.

Интернет же — серьёз­ное подспорье в препода­вании, поскольку сумми­рует накопленные нами и нашими предками знания на одном невесомом носи­теле, доступ к которому есть у каждого. В извест­ной степени всемирная сеть — это «коллективное созна­тельное» или бог, создан­ный человеком, «сумма» всех людей. Популярная в XX веке концепция ноос­феры — общечеловеческого сознания, которое сольётся с природой в идеальной точке, образуя целостность вроде молекулы или атома — быть может, уже нашла своё воплощение в сети. О том, чтобы игнорировать эту технологию, не может быть и речи. Но вполне естественно, что к выбору источников нужно подхо­дить тем избирательнее, чем больше их становится.

-4

Куда на самом деле отправился Петя

— Задействуя приёмы ТРИЗ-педагогики и передо­вые технологические нара­ботки в школьном образо­вании, мы научим детей нестандартно мыслить, выхо­дить за границы шаблонов, в равной степени использо­вать воображение и анали­тический аппарат в решении задач. Как результат, ребята вырастут более приспособленными к жизни. Из пункта А в пункт Б Петя отправ­ляется только в задачнике. В реальности он создаёт семью, строит карьеру и нередко оказывается на рас­путье. Задача педагога — научить его делать выбор.

-5
-6

Кроме того, ребёнок дол­жен представлять границы своей информированности и знать, куда обратиться за знаниями, которыми он пока не располагает. Этому его вряд ли научит задача с закрытым вопросом и одно­сложным ответом.

Сейчас учреждений обра­зования, применяющих методы ТРИЗ-педагогики, практически не существует. Мы не занимаемся их рекла­мой или навязыванием, а только показываем на кон­кретных примерах наши пре­имущества перед устарев­шими образовательными пат­тернами. У нас более тысячи учеников, каждый из кото­рых так или иначе связал жизнь с ТРИЗ-педагогикой. Выпускаем книги для детей, преподавателей и просто заинтересованных, снимаем видеокурсы на проекте Creatime, ездим с семинарами по ближнему и дальнему зару­бежью — словом, заняться есть чем, жаль, эпидемия вме­шалась в наши планы. И везде проповедуем принцип: глав­ное изобретение человека — его собственная жизнь.

-7

Автор: Светлана Соколова. Фото: Мария Амелина

Гомель
3787 интересуются