Найти тему
Сказки Бильбо

Почему покраска оградок, уборка могил и ремонт памятников заменили традиционный поминальный обряд в Роосси?

Не так давно мне в руки попалась интересная книжка «Археология русской смерти. Этнография похоронного дела в современной России», автор которой Сергей Мохов. Я зацепилась за слово «этнография» и решила прочитать. Получилось нелегкое чтиво, да ещё именно во время чтения на глаза, как назло, попадались скандальные новости о случаях, связанных с похоронами в разных регионах страны.

Сама книга, на мой взгляд, представляет собой классный труд, подробно описывающий как функционирует и из каких проблем состоит ритуальная сфера в России.

Но в рамках тематики этого блога меня заинтересовала та часть книги, которая анализирует современный похоронный и поминальный обряды.

Истоки того, во что превратился поминальный обряд современной России автор видит в дисфункциональности ритуальной инфраструктуры. Когда инфраструктура работает безупречно, ее замечают в последнюю очередь, однако у нас это намеренно видимый и изломанный процесс. В России похоронные компании не хотят вливать дополнительные средства в создание собственной инфраструктуры, как это происходит в Европе или Америке, тем не менее именно это позволило бы создать новые качественные услуги на ритуальном рынке и, как следствие, вернуть похоронам в России формат ритуального действия.

А сейчас похороны в России в основном не имеют ритуального, сакрального смысла. Похоронный бизнес заставляет родственников решать бытовые проблемы и на первый план выходит вопрос, как продвинуть умершего по инфраструктурной цепочке: перевезти тело, организовать его подготовку, затем добиться выдачи в морге, купить гроб и хорошее место на кладбище, которое не будет топить, заплатить за рытье могилы, довезти гроб до кладбища. В этой рутине не остается места для ритуала прощания, скорби, сакральности действия. На каждом этапе могут возникнуть проблемы и препятствия, и похороны превращаются в последние испытания умершего на пути к успокоению, а родственники должны разделить с ними трудности, страдая от дисфункциональности системы.

Так вот одна из самых интересных мыслей книги заключается в том, что поломка и ремонт инфраструктуры переносятся и на дальнейшее поминовение усопших, когда оно превращается в постоянный ремонт надгробных сооружений, покраску оград, вывоз мусора и прочий уход за могилой. И если отобрать эти действия у людей и передать их, скажем, администрации кладбищ, то поминальная практика и вовсе будет разрушена.

Далее Сергей Мохов делает исторический экскурс, чтобы понять, когда же бесконечный ремонт стал частью нашей культуры. Всё пошло не туда после Октябрьской революции, когда все церковные земли, на которых находились и кладбища, перешли в ведение советской власти. С тех пор кладбища и похоронное дело практически постоянно находились в упадке, так как требовали от государства достаточно больших средств на поддержание, которых у него почти никогда не было. В советском обществе распространилась практика ритуального бриколажа, когда все похоронные принадлежности население изготавливало самостоятельно.

Кстати непрерывный процесс ремонта касался не только ритуальных вопросов, но и вообще всех вещей. Советский союз был «обществом ремонта» и ремонтировал всё, начиная от водопровода, машин, детских игрушек до одежды. Не выбрасывались многие вещи с целью в дальнейшем как-то их приспособить или переделать под другие нужды. Да у нас и сейчас на телевидении и в рунете весьма популярны видео и передачи о том, как дать вещам вторую жизнь. Что говорить, я даже находясь в маршрутке могу видеть по рекламному телевизору развлекательные ролики, как вторично использовать пробки от бутылок или из чего можно сделать крючки или прищепки. Хотя стоит отметить, что это не так уж и плохо. И если Европа и Америка только сейчас приходят к политике экологичного и разумного потребления, то наша страна в этом плане еще в Советское время ушла далеко вперед.

Логично, что такой же ремонтный подход используется обществом и в ритуальной сфере. Появилась привычка всё всегда делать самостоятельно, не полагаясь на помощь государства, а оно в свою очередь практически самоустранилось из этой сферы, потому что законодательство почти не регулирует и не проверяет похоронный бизнес, если верить автору книги. Все это привело ритуальную сферу к довольно печальной действительности, в которой человек проходит множество испытаний и чисто бытовых действий как во время похорон, так и после.

#этнография #похороны #поминки #поминовение усопших #поминовение #похоронный бизнес