Найти тему
Фэрлинг Лори

Мне не разрешают тратить деньги

И я с этим живу.

Должно быть, очень похожие эмоции испытывает этот пряничный человечек
Картинка для иллюстрации. Фото автора
Должно быть, очень похожие эмоции испытывает этот пряничный человечек Картинка для иллюстрации. Фото автора

Неотъемлемым правом каждого (дееспособного и не ограниченного в правах) человека является право тратить свои собственные деньги, приобретая на них те товары (услуги), которые он сочтён нужным.

У меня этого права нет.

Из-за маман.

Точнее, "благодаря" маман.

Отдавая должное ее высоким моральным качествам, я скажу откровенно: моя маман не умеет и не любит тратить деньги. То ли советское воспитание тому виной, то ли менталитет, то ли долгие годы жизни рука об руку с жестоким дефицитом финансов, - но результат таков: она боится денег и боится их тратить.

Более того. Она запрещает мне тратить даже мои собственные, мной лично заработанные деньги без ее ведома и согласия. Вне зависимости от суммы и того, на что именно я собираюсь их потратить.

И мне приходится с этим жить.

Выкручиваться, говорить, что мне ту или иную вещь подарили, отдали, что я ее выменяла на шеринге, что мне оплатили работу бартером, товарным сертификатом, и т.д. Вариантов масса. Но суть всегда сводится к одному: скрыть факт потраченных денег.

Если это сделать не удается, это неизбежно приводит к скандалу.

"Я тебе не разрешала это покупать".

"Тебе это не нужно".

"Это дорого".

"Это страшно/безобразно/безвкусно".

И еще десятки доводов в том же роде.

При этом вещь может быть сколь угодно качественной, изысканной, стильной, отвечать самому взыскательному вкусу и самым строгим требованиям, в конце концов, она может быть мне действительно нужной, даже необходимой - донести эти факты до маман не представляется возможным.

Так вышло, что после переезда я осталась без стола. Старый, громоздкий и с изъяном, был благополучно продан. Купленный взамен дешевый икеевский стол совершенно не удовлетворял моим требованиям к письменному столу: маленький, низкий настолько, что сидеть за ним было неудобно и больно спине, без каких-либо полок, тумб и выдвижных ящиков вообще, да к тому же ещё и шатающийся из-за ножек на очень странно сконструированных подшипниках.

Я говорила маман, что этот стол меня не устраивает и что я себе куплю другой при первой же возможности. Она была против. Я подчеркнула, что куплю стол (как и все остальное) только после того, как выплачу ипотеку и некоторое время эту тему не поднимала вообще. Вот только ипотеку я выплатила гораздо раньше, чем она (да и я сама) рассчитывала.

И сегодня я купила себе стол.

А поскольку именно такого стола, как я искала, - с надстройкой до потолка, позволяющей компактно разместить книги, канцелярию и другие вещи, не нашлось, пришлось искать компромисс. Им стал угловой деревянный стол с двумя тумбами и высокий шкаф, выполненные в едином стиле. Комплект мебели из массива с доставкой мне обошёлся в скромные 28 т.р. Более чем бюджетно, особенно если учесть, что варианты из прессованных опилок, прячущихся под звучной аббревиатурой "МДФ", я не рассматривала в принципе.

Маман я нарочно ничего не говорила ни сегодня, ни накануне - это было бы бессмысленно. В ответ я услышала бы неизменное: "нет, я не хочу, чтоб ты покупала мебель", а решение о покупке УЖЕ было принято.

В итоге маман даже не стала дожидаться, когда грузчики покинут квартиру: уже при них завопила: "Чтооо?!", "Зачееем?!" (ценз.)

А потом закатила скандал.

Вполне ожидаемый.

Неизбежный.

Но оттого ничуть не менее неприятный.

"Втихушку!"

Извините!! Я как минимум трижды говорила ей, что как только я разделаюсь с ипотекой, я буду по мере появления денег приобретать всё необходимое, и стол в этом списке шёл одним из первых.

"Идиотка!"

"Сука!"

И еще много лестного я услышала в свой адрес, пока разматывала транспортировочную пленку и на три раза мыла пол. [Но это Дзен не пропустит. Да и у меня рука не поднимется процитировать мою маман в точности. Я, в отличие от нее, нецензурных слов не употребляю совсем - не умею, не привыкла, неприятно. А она - очень даже. Но она - врач, ей можно. А вот я - писатель, мне нельзя].

На мои напоминания, что я не раз говорила: стол мне нужен и я его куплю, она ответила очередным воплем. К счастью, мне нужно было идти - опаздывала на важную встречу, так что дослушать ее инсинуации мне не удалось. По дороге на нее я и написала эту статью.

Замечу сразу, как говорится, не справедливости ради, а порядка для.

Я люблю маман. Она единственный родной человек, я ее единственная дочь. Всё, что я написала выше и напишу ниже, никоим образом не призвано свидетельствовать об ином. Маман - человек высоких моральных качеств, исключительно порядочный и правильный (поэтому, видимо, мы и были такими бедными, ха). Для нее немыслимы обман и мошенничество, не говоря уж о более серьезных "грехах".

Но по отношению ко мне у неё очень... скажем так, "своеобразная" точка зрения на мои права, мою жизнь и мою судьбу. Она убеждена, что я не в состоянии сама разобраться, что мне нужно. Она считает, что имеет полное право контролировать меня так, как будто мне всё ещё три года. Она в корне не согласна с тем, что свои деньги я могу и должна тратить сама, не советуясь ни с кем - безосновательно полагая, что я могу потратить их на некачественную или ненужную вещь.

Я подчеркиваю, безосновательно.

Так было не всегда, но как минимум десять лет своей жизни я крайне рациональный, рачительный и предприимчивый человек. У меня нет одежды и обуви, которую я не ношу, я не способна потратить полсотни тысяч на "тряпку из новой коллекции", поддавшись какому-то нелепому порыву. У меня нет ненужных вещей. Всё ставшее ненужным или непригодным для дальнейшего использования я продаю, что не получается продать - меняю или отдаю за символическое вознаграждение в виде фруктов в многочисленных сообществах обмена, свопа и шеринга, что нельзя использовать по назначению, всегда можно отдать на запчасти или на хендмейд. Я не страдаю никакими психологическими расстройствами, выражающимися в патологическом накопительстве, вещизме, шопоголизме и т.п. У меня не бывает ситуаций, когда срок годности истекает до того, как продукт успевает истратиться полностью.

Во всем, что касается вещей, я абсолютно правильный человек.

Я даже коллекционирую не какие-нибудь дорогущие старинные монеты, не антиквариат и не посуду из уранового стекла, а всего-навсего кукол Ever After, - самое безобидное коллекционирование, какое только можно себе представить.

А поскольку в моей жизни нет заемных средств и кредитных карт, потратить на что-либо я могу только те деньги, которые у меня есть, - и ни центом больше.

Тем не менее, я вынуждена из дня в день жить в ситуации полного отсутствия финансовых прав и финансовой свободы.

Я бы хотела купить проигрыватель винила. Нет. Не дадут.

Или придётся прятать.

Я бы хотела купить автомобиль. За год я, пожалуй, даже смогла бы на него накопить. На тот самый Мини Купер.

Не позволят.

И да, предвосхищая резонные советы читателей, сразу скажу: я НЕ МОГУ жить отдельно. Во-первых, у маман, к сожалению, всё очень невесело со здоровьем - у нее первая группа инвалидности по ревматоидному артриту и сердечно-сосудистым заболеваниям и ей требуется постоянный присмотр и уход. Жить одна она не сможет физически. Поэтому нет, не надо советовать мне "съехать" - это не вариант. Вообще. Никак.

Вот и приходится мне проявлять чудеса находчивости и изобретательности, поскольку выбор у меня невелик: или живи как того желает маман и имей только то, что она позволит, или прячь все "нелегальное" - коллекцию кукол, зеркалку и тренч от Burberry (ещё раз, я не шопоголик. Но это не значит, что у меня не может быть дорогих качественных вещей. Да и по статусу, собсно, положено).

Когда я рассказываю нечто подобное, мне обычно советуют "попробовать поговорить".

Пробовала. И не раз. Не получается.

Проблема в том, что моя маман не умеет общаться и не способна на конструктивный диалог. Она не умеет слушать, она будет орать, перекрикивая, не давая закончить фразу, если убеждена, что права. Если же ей становится очевидно, что не права она, - она никогда этого не признает. Замолчит, будет уходить от ответа, переведет разговор на другую тему, но не даст закрыть разговор "на моих условиях".

А ещё она не умеет просить прощения. За всю свою жизнь я слышала от неё много разных слов, от "я люблю тебя, зайка моя" до "будь ты проклята, тварь", но никогда, ни-ког-да за все тридцать пять лет своей жизни я не услышала от неё ни одного "прости" или "извини". Даже некорректного с точки зрения грамматики "извиняюсь".

Таких людей, как она, называют токсичными. И советуют держаться от них подальше.

Но что делать, когда токсичный человек - твоя маман, с которой ты обитаешь на одной жилплощади? Стиснуть зубы. Терпеть. Стараться не обращать внимания. И постоянно искать лазейки, отдушины, чтоб хоть чуть-чуть отдохнуть душой, снять напряжение, "выпустить пар" - иначе становится совсем невыносимо.

А таких лазеек для непьющей, некурящей, не увлекающейся азартными играми, следящей за фигурой и целомудренной девушки, не приемлющей секс вне брачного союза, поверьте, очень, очень мало. Особенно в ситуации постоянно отменяемых фестивалей-концертов и закрытых границ.

(с) Фэрлинг Лори