بسم الله الرحمن الرحيم
Недавно в сети широко обсуждался ролик, где некая женщина с криками налетела на человека, который молился в уголке рядом со своим прилавком. Она посчитала это действие возмутительным и недозволительным. Мол, ТЦ - не место для молитвы, тем более для приезжих. У неё нашлось много единомышленников на просторах интернета. Кто-то считает, что надо молиться дома, другие - в мечети, третьи - высылают "на родину". Многие считают, что это показуха и фарисейство.
Что же говорится на эту тему в самом Исламе?
Пятикратная обязательная молитва, которую у нас называют НАМАЗ, многократно упоминается в Коране. Просто набрать в поиске перевода Э. Кулиева слово "намаз" и выйдет 83 совпадения, не говоря о других словах или выражениях, подразумевающих ритуальную молитву:
Где-то приходит приказ, совершать намаз:
٤٣. وَأَقِیمُوا۟ ٱلصَّلَوٰةَ وَءَاتُوا۟ ٱلزَّكَوٰةَ وَٱرۡكَعُوا۟ مَعَ ٱلرَّ ٰكِعِینَ
43. Совершайте намаз, выплачивайте закят и кланяйтесь вместе с кланяющимися.
Сура Аль-Бакара, 43
Где-то как описание дел верующих:
٩. وَٱلَّذِینَ هُمۡ عَلَىٰ صَلَوَ ٰتِهِمۡ یُحَافِظُونَ
9. которые регулярно совершают намаз.
Сура Аль-Муминун, 9
А где-то наоборот, небрежность к намазу отмечается, как признак неверующего или грешника:
٥٩. فَخَلَفَ مِنۢ بَعۡدِهِمۡ خَلۡفٌ أَضَاعُوا۟ ٱلصَّلَوٰةَ وَٱتَّبَعُوا۟ ٱلشَّهَوَ ٰتِۖ فَسَوۡفَ یَلۡقَوۡنَ غَیًّا
59. После них пришли потомки, которые перестали совершать намаз и стали потакать желаниям. Все они понесут убыток (или будут испытывать тяготы; или понесут наказание за невежество; или встретят зло),
Сура Марьям, 59
٤٢. مَا سَلَكَكُمۡ فِی سَقَرَ
٤٣. قَالُوا۟ لَمۡ نَكُ مِنَ ٱلۡمُصَلِّینَ
42. Что привело вас в Преисподнюю?
43. Они скажут: «Мы не были в числе тех, которые совершали намаз.
Сура Аль-Муддассир
Или же:
٣١. فَلَا صَدَّقَ وَلَا صَلَّىٰ
31. Он не уверовал и не совершал намаз.
Сура Аль-Кийама, 31
Пророк Мухаммад ﷺ, перечисляя, в чем заключается суть Ислама или, как обычно говорят, столпы Ислама, упомянул на втором месте пятикратную молитву, как приводится в "Сахих" Муслима.
Также он сказал: «Важнейшим делом в Исламе и его опорой является намаз». (Ахмад 5/231, ат-Тирмизи 2616)
Но когда и где совершать эти молитвы?
Для совершения обязательного намаза Аллах установил определенные промежутки времени и сказал:
«Поистине, молитва предписана для верующих в определенное время»
(ан-Ниса 4: 103).
Всевышний Аллах также сказал:
«Воистину, преуспели те верующие, которые смиренны во время своих молитв, …которые бережливы к своим молитвам»
(аль-Муминун 23: 1-2, 9).
Къатада (да будет доволен им Аллах) о словах «которые охраняют свои молитвы» сказал: “Совершают их в установленное время, и совершают должным образом поясные и земные поклоны”.
См. “Тафсир Ибн Касир” 3/265.
Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Аллах Всемогущий сделал обязательными пять молитв. И тот, кто совершал тщательно омовение и молился в установленное для молитв время, и совершал полноценно поясные и земные поклоны, и соблюдал в молитвах смирение, тот имеет от Аллаха обещание, что Он простит его! А тот, кто не сделает этого, не имеет обещания от Аллаха, и если Аллах пожелает, то простит его, а если пожелает – накажет!»
Абу Дауд 425, Ахмад 5/317
И сказал: «Первое, за что будет произведен расчет с рабом Аллаха в День воскрешения, будет намаз. И если намаз его будет хорош, то хорошими будут и все остальные его деяния, а если же намаз его окажется негодным, то и остальные его деяния окажутся негодными».
Ат-Табарани в “аль-Аусат” 2/13.
Итак, каждая из пяти молитв, предписана в определенное время, а точнее, в определенный временной промежуток. Что это за промежутки, возможно, поговорим в другой раз, если на то будет воля Господа. Сейчас нас интересует возможность пропуска этого промежутка времени, откладывания молитвы и совершения "потом, дома".
Всевышний Аллах сказал:
«После них (пророков) пришли потомки, которые погубили молитву и стали потакать страстям. Все они понесут убыток!»
(Марьям 19: 59).
Ибн ‘Аббас (да будет доволен им Аллах) говорил, что «погубить молитву» “не значит оставить ее, а означает не совершать ее своевременно!”
ат-Табари 16/311
Всевышний Аллах сказал:
«Горе молящимся, которые небрежны к своим молитвам, которые лицемерят»
(аль-Ма’ун 107: 4-6).
В этих аятах речь идет о таких молящихся, которые пренебрегают намазом; не выполняют его обязательных условий; и оттягивают либо вообще пропускают установленное для него время.
См. “Тафсир аль-Къуртуби” 31/162, “Тафсир Ибн Касир” 4/720.
Если бы человек понимал, какое большое это упущение, то при пропуске молитвы печалился, как при потере всей семьи. Пророк Мухаммад ﷺ сказал: «Тот, кто пропустил намаз, подобен лишившемуся своей семьи и имущества!» (Ибн Хиббан)
Те, кто считает соблюдение религиозных предписаний чем-то вроде хобби, думают, что намаз для бездельников, пенсионеров и мулл. А тот, кто работает, учится и т.д., тот может и не молиться, чтобы не отвлекаться от зарабатывания на жизнь. Но Всевышний Аллах дал нам описание верующих:
٣٧. رِجَالࣱ لَّا تُلۡهِیهِمۡ تِجَـٰرَةࣱ وَلَا بَیۡعٌ عَن ذِكۡرِ ٱللَّهِ وَإِقَامِ ٱلصَّلَوٰةِ وَإِیتَاۤءِ ٱلزَّكَوٰةِ
37. мужи, которых ни торговля, ни купля-продажа не отвлекают от поминания Аллаха, совершения намаза и выплаты закята.
Сура Ан-Нур, 37
Т.о. мусульманин должен совершать каждый из намазов в отведенный ему промежуток времени, будь это на работе, учебе, в гостях.
Намаз должен быть совершен вовремя, даже если нет возможности совершить ритуальное омовение.
‘Аиша рассказывала: “Однажды я потеряла ожерелье, и посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) послал людей найти его. Когда же их застало время молитвы, у них не было воды, и они совершили молитву в таком состоянии. Затем они пожаловались на это посланнику Аллаха (мир ему и благословение Аллаха), и Аллах ниспослал аят об очищении землей (таяммум)”. (аль-Бухари 336, Муслим 367.)
Хафиз Ибн Хаджар передал слова Ибн Рашида, который сказал:
“В этом хадисе содержится доказательство на обязательность совершения молитвы даже тому, кто не имеет возможность очиститься обоими способами (водой или землей). В этом хадисе указание на то, что те сподвижники совершили молитву, будучи убежденными в необходимости этого. И если бы молитва в таком положении была запрещенной, то пророк (мир ему и благословение Аллаха) обязательно выразил бы им порицание.”. (См. “Фатхуль-Бари” 1/440.)
Даже больному человеку, которому было затруднительно совершение молитвы, Пророк Мухаммад ﷺ не посоветовал временно не молиться, а сказал:
«Молись на земле, если можешь. Если же нет, то обозначай поклоны движениями головы, при совершении земного поклона склоняя ее ниже, чем при совершении поясного поклона». (аль-Байхакъи 2/306.)
Есть даже "молитва страха", которая совершается во время битвы.
Из вышесказанного становится ясно, что мусульманин обязан совершить молитву вовремя, если имеет физическую возможность, и нельзя её откладывать на вечер или на завтра.
Что же насчет места? Только мечеть?
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
"Вся земля была сделана местом поклонения [мечетью] и чистой для меня и (членов) моей общины, поэтому, где бы ни застало время молитвы любого человека из моей общины, у него есть место поклонения [мечеть], а рядом с ним - (средство) очищения". (Ахмад)
Мы видим, что для совершения намаза годится любое место. Если только не пришло указание на исключение, как в хадисе:
«Вся земля является местом поклонения кроме бань и кладбищ». ( Абу Дауд «Суннан» №492)
Безусловно, совершение молитвы в специально построенном для этого здании, мечети, лучше, как сказано об этом в хадисе:
«Молитва мужчины, совершаемая вместе с коллективом (в мечети), превосходит ту молитву, которую он совершает у себя дома или у себя на рынке, в двадцать пять раз…». (аль-Бухари №647)
Но дозволяется и в других местах, особенно, если нет мечети. И в этом хадисе как раз упоминается молитва на рынке. В современном мире торговый центр и есть рынок.
Можно молиться даже в транспорте, если время молитвы застигло в пути:
Ибн Умар рассказывал: "Однажды пророк (мир ему и благословение Аллаха) был спрошен: "Как совершать молитву на корабле?", и он сказал: «Молись на нем стоя, если только не боишься утонуть»".
(аль-Баззар 68, ад-Даракъутни 1/395, аль-Хаким 1/275)
Итог:
- мусульманин обязан совершать молитву своевременно;
-совершать молитву можно практически в любом месте.
Конечно, молиться посреди дороги, преграждая проход людям, неправильно. Или кричать, махать руками, что, вот, я мусульманин и буду совершать обязательную молитву, тоже не стоит.
Но, когда человек нашёл относительно безлюдное место и тихо помолился, он не сделал ничего противоречащего канонам Ислама. Скорее наоборот, поступил согласно требованиям.
И спокойствию "спокойных" граждан он тоже никак .не мешает.
Будьте адекватнее и не ведитесь на пропаганду ненависти и нетерпимости. Тем более в нашей большой многонациональной и многоконфессиональной стране.