Найти тему
ЧеПоКину

Тайка Вайтити: история и стиль режиссёра

Оглавление

Тайка Вайтити приобрёл популярность не так давно, но своими режиссёрскими работами уже смог завоевать сердца многих зрителей и критиков, и на своём счету уже имеет премии «Оскар» и «BAFTA». Чем же он так полюбился зрителю, какой путь он прошёл и в чём заключается его почерк? Сейчас расскажу!

Для начала немного биографии

Тайка Вайтити родился в Веллингтоне, Новая Зеландия, 16 августа 1975 года. Ещё с юных лет Тайка интересовался рисованием, кино и театром, и родители поддерживали его творческие начинания. Он поступает в Университет королевы Виктории на театрального актера, и уже в университете в нём проявляется комедийная составляющая и он начинаёт её отрабатывать.

Он организовывает труппу "So You're a Man" из 5 человек, одеваются в одежду 50ых годов и шутят на различные скользкие темы. В этой труппе играл ещё Джемейн Клемент, известный сейчас новозеландский музыкант и актер, и один из близких друзей Тайки. Вместе они создают комедийный дуэт «The Humourbeasts», которую ждал крупный успех, в виде награды на престижной, новозеландской, комедийной премии Billy T Award.

-2

А после, Тайка решается по-серьезному заняться кино, и попробовать себя в качестве режиссёра и актёра

Пробы пера

Кадр из фильма «Две машины, одна ночь»
Кадр из фильма «Две машины, одна ночь»

Тайка Вайтити начинает свой путь с короткометражных фильмов, к которым он сам пишет сценарии, сам режиссирует, и сам играет роли в них. Параллельно он играет в низкопробных новозеландских сериалах. Первый короткий метр «Джон и Пого» остаётся незамеченным, но зато со второй картиной дела обстояли гораздо лучше. Тайка снимает короткометражку «Две машины и одна ночь», в которой сюжет рассказывает о мальчике и девочке, оставленные в соседних машинах, пока родители едят в закусочной, и между ними завязывается душевный разговор. Казалось бы, простой сюжет и простые характеры детей, смешно говорящие на английском. Но тем не менее, она покорила сердца западных зрителей, и в итоге она номинируется на «Оскар» как лучший короткометражный фильм! Неплохо для начинающего режиссёра, да?

Но фортуна не долго улыбалась. К сожалению работа Вайтити не получила премию, и о Тайке забыли. Но не сразу! После премии в СМИ разлетелся снимок, как во время объявления номинантов в номинации «лучший короткометражный фильм», Тайка Вайтити спит в смокинге в полном зале.

Его объявлюят, а ему пофиг
Его объявлюят, а ему пофиг

Но Тайка не собирался останавливаться, и приступил к работе над полнометражными фильмами, один из которых принёс ему мировую славу.

Первые полнометражки и документалка о вампирах

После «Оскара» Тайка снял еще несколько короткометражек а затем принялся за создание первого полного метра. И в 2007 выходит первый полнометражный фильм «Орел против акулы». Сюжет рассказывает о странных выходных пары Джаррорда(сыгранный уже известным нам Джемейном) и Лили в гостях у родителей первого. Джаррорд знакомит девушку со своей семьей, а вместе с этим – и со своими детскими комплексами, в результате чего пара расстается. К сожалению, картина не получила популярность у зрителей, хотя получила прокат в США и заработала около миллиона долларов сборов. Следующая картина «Мальчик» 2010 года, стала более популярной, и засветилась на нескольких кинофестивалях. Параллельно Тайка сам снимался в фильмах, например «Зелёном фонаре», сыграв эпизодическую роль.

Но настоящий успех приходит в 2014 году, когда Тайка решает взять за основу будущего полного метра одну из своих короткометражек. В той короткометражке, казалось бы, ничего особенного не происходит: снят в жанре псевдодокументалки, где берется интервью у...вампира. Но в итоге то, во что превратилась эта идея стала настоящим хитом. Речь идёт о фильме «Реальные упыри».

-5

По сути, Тайка Вайтити соединил два жанра, которые к 2014 году уже всем надоели: псевдодокументалистика, используемая в последнее время в фильмах ужасов, и фильмы о вампирах, о которых, казалось бы, рассказали всё что можно. Но именно в этом фильме начинает раскрываться во всей красе почерк режиссёра. Тайка переворачивает все с ног на голову и показывает нам новый взгляд на вампиров. Это проявляется во взаимоотношениях между самими вампирами, которым по несколько сотню лет, на их отношении к современному миру и их попытках прижиться в новых условиях, на их отношениях с людьми и с другими потусторонними сущностями. А также это проявляется и в избитых стереотипах о вампирах, которые режиссёр очень умело обыгрывает и превращает в уморительные гэги. Благодаря такому новому взгляду на упырей, фильм становится настоящим хитом во всём мире как у обычных зрителей, так и на кинофестивалях, где получил несколько призов.

Отныне ты Мститель

Отвлечёмся от Тайки на пару минут. На дворе стоит 2015 год, Киновселенная Marvel набирает обороты: отгремел сиквел «Мстителей», только-только на экраны вышел сольник о «Человеке-муравье». Боссы студии сидят и думают: надо чёто делать с триквелом Тора, ибо предыдущие части были встречены плохо. И будем честны: первые два сольника Тора - невозможно смотреть. Скучные и нудные фильмы о суперсерьезной златовласке считают одними из плохих проектов у Марвел. Кевин Файги, глава Marvel Studios, не дурак и понимал это, а также понимал, что третий фильм о Торе важен, так как он подводит нас к «Войне бесконечности» и было решено взять на пост режиссёра малоизвестного талантливого парня. Боссы составили шорт-лист, где одним из кандидатов был наш любимый бунтарь. Тайке и другим кандидатам дали задание: представить свой взгляд на будущий фильм. В итоге Тайка подготовил видеонарезку из разных фильмов, и всё это сопровождалось песней «Immigrant song» от Led Zeppelin. Хоть Марвел и не одобряли такой подход, но они пришли в восторг от увиденного. И так Тайка Вайтити стал режиссёром фильма «Тор: Рагнарёк». К слову, больше всего Кевину Файги понравилась подобранная песня, и в результате она вошла в саундтрек фильма, и использовалась в рекламной кампании фильма.

-6

Но для начала, Вайтити для промо-кампании снял две короткометражки о Торе в виде комедийной псевдодокументалистики, где рассказывают что делал бог грома, пока мстители набивали друг другу морды в событиях «Первый мститель: противостояние».

Теперь переходим к триквелу. По сути, в этой части происходит конец света, конец царству Асгард (именно это значит «Рагнарёк» в скандинавской мифологии). Но в итоге режиссёр превратил это в красочную космическую комедию с большим количеством шуток, с элементами антуража 80ых годов и со стёбом на супергероику. Самое главное, что сделал режиссёр — оживил Тора. До этого Тор во всех фильмах был неинтересной картонкой, хоть и всемогущей. И Тайка дал ему вторую жизнь, показал его более человечным, смешным и способным проявлять другие чувства. Также, сам Тайка сыграл в фильме сразу несколько ролей: Суртура и Корга. Сам же исполнитель роли Крис Хемсворт был в восторге от работы с Тайкой Вайтити. И в конечном счёте, во вселенной Marvel появился один из ярких и смешных фильмов. Конечно, с художественной точки зрения не лучший, но зрители полюбили эту картину, а популярность Тора возросла в разы. А за Тайкой закрепили ведение Тора в рамках киновселенной целиком.

После такого успеха, Тайка Вайтити стал одним из узнаваемых режиссёров и перед ним были открыты все двери.

Первый оскар

После «Тора» Тайке начинают предлагать множество контрактов. Он успевает и поработать над сериалом «Мандалорец», срежиссировав последнюю серию, которая отличается от всех предыдущих эпизодов, и озвучив одного из персонажей.

Но остановимся на его следующем фильме, который по праву считается лучшим в карьере режиссёра. Это сатирический фильм «Кролик Джоджо». Фильм у нас официально не выходил в прокат, из-за обилия нацисткой символики.

-7

При первом взгляде кажется, что для такого комедианта как Вайтити взята слишком серьёзная тема. Сюжет нам показывается глазами Йоханнеса Бетцлера, по прозвищу Джоджо - маленького мальчика, который до конца не понимает суть идеологии нацистов, и принимает во всерьёз все абсурдные и извращённые утверждения, да так, что время от времени к нему приходит воображаемый Гитлер (сыгранный самим Тайкой Вайтити). Он обнаруживает у себя дома прячущуюся еврейскую девочку. С этого момента начинается история, где Джоджо проверяет свои взгляды на прочность.

Не смотря на такой довольно мрачный концепт, «Кролик Джоджо» — это кино, где построен идеальный баланс между юмором и драмой, рассказывающее зрителю о взрослении и столкновении наивного детского взгляда с обманчивой и ужасающей реальностью. Это очень смешная сатира, но в того же время режиссёр затрагивает серьёзные темы о морали и пропаганде. При этом, Тайка Вайтити ни коем образом не навязывает своё мнение. Зритель сам при просмотре приходит к таким вопросам.

Тайка в этом фильме доказал, что даже через юмор можно передать такой серьёзный и драматический посыл. И как итог — заслуженный Оскар в номинации «лучший адаптированный сценарий».

Так в чём заключается почерк режиссёра?

-8

Как вы уже сами, наверное, поняли, отличительная черта Тайки Вайтити — юмор. Местами остроумный, а местами он абсурден и кажется балаганом, но в совокупности это делает персонажей его фильмов живыми и человечными. Как они используют юмор в диалогах, как они проговаривают, их поведение и язык тела в этот момент, и как персонажи сталкиваются друг с другом — все это делает их и саму историю, о чём бы она не была, человечнее. А также, благодаря своему неподражаемому юмору Тайке Вайтити удаётся взглянуть на приевшиеся жанры и сюжеты, будь то супергероика, то псевдодокументалистика или фильмы о вампирах, под совершенно новым углом.

#фильмы #режиссер #режиссеры #тайка вайтити #реальные упыри #тор рагнарёк #marvel #кролик джоджо