В 1961 году Леонид Гайдай и Морис Слободской работали над комедийным альманахом «Совершенно серьезно» под руководством Ивана Пырьева: Гайдай поставил фельетон «Пёс Барбос и необычный кросс» — первое появление знаменитого трио, а Слободской написал сценарий для новеллы «Приятного аппетита». Всего в киносборник вошло 5 эпизодов, но история гайдаевских браконьеров стала самой любимой у зрителей.
Спустя три года Слободской и его творческий компаньон Яков Костюковский принесли Гайдаю свой новый сценарий под черновым названием «Несерьезные истории».
Проект состоял из двух маленьких сюжетов, связующим звеном которых выступал один персонаж: застенчивый, скромный, недотёпистый студент-очкарик, который, однако, благодаря доброму нраву, бытовой смекалке и покладистому характеру всегда находит выход из любых жизненных ситуаций. Сценаристы и имя студенту дали: Владик Арьков — уменьшительно-ласкательный суффикс должен был подчеркнуть лёгкий, «свойский» характер героя.
Позже цензоры забракуют выбранное имя за уловимую ассоциацию с вождём мирового пролетариата (Владик — одно из производных от имени Владлен), а вот идею фильма утвердят: непьющий, работящий студент ВУЗа, с упоением грызущий гранит науки, даже в тот момент, когда симпатичная девушка устраивает пусть политкорректный, но стриптиз, — не только интересный, но и полезный для советского социума прототип героя.
И Гайдай взялся за проект. Правда с условием, что сценарий он доработает сам. Возмутило ли это требование авторов оригинальной идеи? Ни чуть! Успех мероприятия был в приоритете, а о художественном чутье Леонида Иовича ходили легенды. Гайдай провёл серьёзную редактуру, отбросив один из сюжетов и написав два новых. В итоге было утверждено три новеллы: «Напарник», «Наваждение» и «Операция "Ы"» — последняя короткометражка дала имя всему сборнику.
Началась работа над поиском нужного образа героя и подходящего артиста. Фундамент персонажа заложили Слободской и Костюковский, Леонид Иович же занялся укомплетовкой характера и наружности. Прообразами будущего Шурика стали творческое альтер-эго Чарли Чаплина и (подсознательно) сам Гайдай. От популярного британца Шурику достались фрагменты пластики и логика некоторых поступков, а от Гайдая отзывчивость, мягкость и благородство — те качества, за которого режиссёра обожали все, кто его знал
Список кандидатов на роль был огромен: Евгений Петросян, Валерий Носик, Олег Видов, Александр Збруев, Виталий Соломин, Андрей Миронов — и это только часть перечня!
Однако режиссёр не увидел ни в одном из претендентов своего героя и уже было впал в отчаяние, как кто-то порекомендовал провести пробы выпускника ГИТИСа Саши Демьяненко.
Демьяненко буквально вцепился в роль: никаких сомнений, что комедия будет иметь огромный успех, а с ним придёт и его минута славы. Что ж, Александр Сергеевич был прав, однако популярность Шурика сыграла с ним злую шутку, сделав талантливого артиста заложником одного амплуа.
Режиссёры боялись брать актёра на серьёзные центральные роли, опасаясь, что фильм будет восприниматься как комедия. Маска доброго чудика приклеилась к Демьяненко. Артист был вынужден уйти в дубляж.
Его голосом в фильмах говорят: Роберт ДеНиро, Стив Бушеми, Джон Войт, Жан-Поль Бельмондо и многие другие зарубежные таланты. Проблемы с работой обернутся проблемами с алкоголем, а он нанесёт урон здоровью... Но в далёком 65-м, соглашаясь на работу, он об этом не мог знать, он горел идей и ради заветной роли даже покрасил волосы суровым советским косметическим химикатом, оставляющим на коже ожоги — все, что угодно, ради искусства.
У Демьяненко вышел великолепный Шурик: обаятельный, милый, смешной, настоящий — беспроигрышное амплуа. Александр сыграл своего тезку в 4-х фильмах и на глазах у зрителя превратился из зелёного студента Шурика в серьёзного ученого Александра Сергеевича Тимофеева.
Жаль, что творческий путь артиста сложился не так, как мог и как бы хотелось самому Демьяненко, но благодарный зритель его не забудет.
Подписывайтесь на мой канал и инстаграм — впереди ещё больше интересного из мира кино! Я