Найти тему

А вы знаете, что такое фабула?

Оглавление

Стоит признать, что в литературоведении много смутных и малопонятных терминов, в которых часто теряются сами литературоведы. Например, довольно сложно понять, что такое жанр или стиль текста. У математиков всё чётче, но я математикой не занимаюсь. И сегодня попробую разобраться в одном из таких смутных литературоведческих понятий.

Что такое фабула

В «Большой советской энциклопедии» (1979 –1978) это понятие определяется так: «Фабула (от лат. fabula – предание, басня, сказка, рассказ), повествование о событиях, изображённых в эпических, лиро-эпических, а иногда и драматических произведениях, в его отличии от самих событий – от сюжета произведений». Поняли, что это такое? Нет? Я тоже. Но явно что-то, связанное с содержанием, но отличающееся от сюжета.

А вот определение из более нового «Словаря литературоведческих терминов» 2005 года: «Фабула — (от лат. fabula — рассказ, повествование)— цепь, череда событий в эпическом или драматическом произведении, положенная в основу сюжета». И здесь тоже подчёркивается, что фабула – это описание событий сюжета, но не сам сюжет. А что тогда?

Начну издалека. Появился термин ещё в эпоху средневековья и первоначально означал любой вымышленный рассказ, небылицу, сказку. В английском языке слово fable и сейчас переводится как «выдумка», «волшебная сказка».

Однако позднее, в XIX веке фабулу стали рассматривать, как основу, каркас художественного произведения, вокруг которого строится сюжет. Этот каркас собирается из фактов и событий, расположенных в хронологической последовательности, как если бы эти события происходили в реальной жизни, а не так, как описаны автором произведения. Вот, например, всем известная трагедия В. Шекспира «Гамлет». Её фабула выглядит следующим образом.

Датского короля убивает его брат Клавдий и, захватив престол, берёт замуж вдову убитого им правителя Гертруду. Призрак короля является к сыну Гамлету и сообщает о причине и обстоятельствах смерти. Гамлет хочет отомстить за смерть отца, но погибает на дуэли.

Это фабула. И она чётко излагает содержание пьесы, но не её сюжет, в котором события описываются в иной последовательности. И никакой Офелии, никаких страданий-переживаний, никаких нравственных метаний и пафосного «быть или не быть». Зато сразу понятно, о чём пьеса.

Художник Джонатан Уолстенхолм.
Художник Джонатан Уолстенхолм.

Фабула и сюжет: в чём отличия

Фабула, как и сюжет, является описанием содержания художественного произведения, причём описанием более кратким. Но основные отличия не в этом.

  1. События в фабуле излагаются в хронологической последовательности, а не так, как о них рассказывает автор. В сюжете повествование может иметь предысторию, начинаться после каких-то ключевых событий, о которых герои и читатель узнают где-нибудь к середине, а то и к концу книги.
  2. Фабула — это факты и ничего, кроме фактов. В ней не затрагиваются чувства героев, их внутренние конфликты, проблема выбора, нравственные терзания. То есть всё то, что наполняет художественное произведение жизнью. Но для того чтобы понять, о чём книга или рассказ, всё это не нужно.

3. В фабуле отсутствует интрига, загадки, неясности, которые придают привлекательность и остроту сюжету. Фабула детектива может выглядеть так:

Желающий отомстить за своё разорение Джон Смит устраивается садовником к банкиру Вольфу. На большом званом вечере в честь помолвки дочери банкира Смит убивает Вольфа. Это преступление успешно расследует детектив Уильям Кастл.

Ну, что тут можно сказать? Никогда не читайте фабулы детективов, чтобы не убить свой интерес к ним. Зачем же тогда нужна фабула? Наверное, она нужна для редакторов и сценаристов, для тех, кто хочет в максимально кратком пересказе понять, о чём это произведение. Тогда как при пересказе сюжета часто на первое место ставятся не события, а чувства героев, что мешает понять суть.

Художник Жан Батист Монж
Художник Жан Батист Монж

Фабульное и бесфабульное произведение

Большинство художественных произведений имеют фабулу, то есть являются фабульными. В них описываются события, которые можно выстроить в хронологической последовательности и кратко пересказать. Уровень «фабульности» может быть разный. Так в любовных романах акцент делается на чувствах и отношениях героев, и нередко события в их жизни представляют меньший интерес, чем чувства. Но эти события всё же есть.

Встречаются и такие произведения, где фабула — это основное, а личности и отношения героев описаны автором поверхностно. Это не значит, что такие произведения плохие, просто у писателя иные цели. Например, если он описывает путешествия, как И. Гончаров в книге «Фрегат "Паллада"» или В. Арсеньев в повести «Дерсу Узала».

Но есть и бесфабульные произведения, где вообще никаких событий не описывается. Чаще всего такие тексты встречаются в поэзии, например, «Граф Нулин» у А. С. Пушкина. Прозаические произведения, где фабула отсутствует, встречаются реже. Но они тоже есть, в них автор уделяет внимание внутреннему миру героев или рассказывает о своих мыслях и переживаниях, или излагает какие-то философские теории.

Такие бесфабульные произведения встречаются в модернистской литературе, например, у М. Пруста или у более современного Михаила Бутова. И эти книги вполне могут вызвать интерес. Есть любители такого рода литературы, гурманы и эстеты. Но основной массе читателей всё же более интересны события, развитие сюжета и отношений героев, а бесфабульные произведения навевают скуку и воспринимаются как самолюбование автора.

Поэтому сюжет, несомненно, важен и нужен, писать без него и без фабулы могут только единицы. А у остальных получается скучная и нудная заумь, понятная только самому автору.

Да, комментариях ставят вопрос: чем фабула отличается от синопсиса? Меня это удивило, потому что фабула никоим образом не синопсис. Поэтому даю здесь ссылку на свою статью о том, что такое синопсис и как его написать.

"Какие бывают виды сюжетов"

#литература #литературоведение #книги #авторам #творчество