Это была встреча молодёжи Мариинского театра со студентами АРБ им. Вагановой и Академии танца Бориса Эйфмана, задавшими артистам вопросы. Балетную труппу представили Всеволод Маевский, Мей Нагахиса, Камилла Мацци, Роман Малышев, Мария Ильюшкина, Мария Буланова, Мария Хорева.
В этом году Всемирный день балета прошел 19 октября. Это молодой праздник, главной традицией которого стало проведение прямых трансляций с уроков и репетиций в главных театрах мира. Благодаря YouTube в режиме реального времени можно было заглянуть за кулисы и увидеть артистов без грима и костюмов за ежедневной рутиной. Мариинский театр провёл в этот день три трансляции, и это был настоящий праздник для балетоманов, особенно Public Talk с молодыми артистами балета.
Изначально был заявлен несколько другой состав, но как мы помним, в театре все непредсказуемо. Конечно, семь артистов из всей труппы — маловато. Но такой формат не позволяет присутствия большего количества спикеров, ведь тогда не будет возможности услышать каждого. Очень приятно было наблюдать, как деликатно общался с артистами Юрий Валерьевич Фатеев. Сложилось впечатление, что художественный руководитель знает об артистах все и даже больше.
Недооцененный кордебалет
Известно, что в Мариинский театр приглашают лучших выпускников, у которых были пятерки, кто стоял на средней палке, в первой линии. Но оказывается, даже лучшие студенты на выпускном курсе задумываются о том, что в мире балета все не так просто, и факт обучения в Академии русского балета еще не значит ничего.
Своими переживаниями на эту тему поделилась Мария Ильюшкина. Артистка призналась, что первые сомнения в своем трудоустройстве в Мариинский театр закрались на третьем курсе. Именно тогда состоялся просмотр в труппу Мариинского театра, который Мария успешно прошла и была принята в театр. Сейчас Ильюшкина репетирует под руководством Любови Алимпиевны Кунаковой.
Очень хорошо артистка высказалась о том, что недооценено в мире балета, и речь здесь идет о кордебалете. Мария озвучила самый распространенный миф о балете и привела слова Светланы Захаровой о том, что в кордебалете не просто не стоят, а там «пашут» и очень даже много танцуют. Также Мария поделилась вдохновляющей историей о том, как ее поддержали артистки кордебалета перед премьерой в партии Одетты-Одиллии:
«Ко мне подошла моя коллега Настя Асабен, она взяла меня за плечо и сказала: „Маша, ты просто помни, когда тебе станет страшно, что мы все стоим за тобой, мы все рядом с тобой. Ничего не бойся“. И честное слово, в этот момент у меня отпустило вообще все, потому что я поняла, что со мной мой коллектив, девочки-лебеди, с которыми я много-много спектаклей стояла плечом к плечу. И я знала, что мы все вместе, и что спектакль танцую не я одна, а мы все танцуем этот спектакль, и он не мой. Он наш». Ответы Марии Ильюшкиной были очень искренними, от них веяло теплом и добротой.
Как пережить неудачи на сцене
И все-таки разница темпераментов артистов Мариинского театра поражает. Только что мы обсуждали утонченную Марию Ильюшкину, являющую собой светлый возвышенный образ балерины. И совсем иное впечатление создает Мария Буланова — солистка совершенно другого репертуара и амплуа. Это другая природа, начиная от внешности и завершая тембром голоса, и все это гармонично сочетается в человеке, создаёт уникальный образ, который привлекает внимание. Это был, наверное, первый раз, когда зритель услышал, как говорит и выражается Мария Буланова (небольшой комментарий в «Царской ложе» не в счёт).
Не так давно в одной из статей Мария Буланова упоминалась в контексте самоиронии, нетипичной для балетного мира. Как мы можем заметить по многочисленным интервью, балетные люди относятся к себе и к своему искусству очень серьезно, и Буланова в этом смысле является полной противоположностью, что вызывает неподдельный интерес. В стиле ведения Instagram тоже чувствуется остроумный подход и непосредственность, на которые осмелится далеко не каждый представитель столь консервативной профессии и среды. Но в формате Public Talk Мария давала развёрнутые вдумчивые ответы, и это был тот случай, когда от артистки повеяло серьезностью, которая ей несвойственна, а все потому что публичное выступление заставило ненадолго перестроиться. Но даже Юрий Фатеев отметил во время беседы, что в жизни Маша — весёлый человек.
Мария Буланова поделилась историей о том, как она напутала порядок движений во время спектакля и открыто иронизировала над своим провалом. Мария назвала себя «опытной вруньей», описала, каким выразительным у нее бывало лицо, когда она забывала порядок прямо на сцене, а также отметила, что смешных (провальных) моментов всегда больше, чем удачных (возможно, это преувеличение). Мария призналась, что даже если спектакль прошел хорошо, осознание этого появляется далеко не сразу, а перед сном обязательно вспоминается какой-нибудь неудачный момент на сцене.
Посвятить себя театру
Недавно на канале обсуждалось интервью Виктории Терёшкиной, в котором балерина отметила нестабильность расписания в театре: бывает, что только в 17–18 часов вечера артисты узнают, что ждёт их завтра. Тогда в комментариях возразили, мол, не может такого быть. Но Public Talk внес ясность в положение дел.
На вопрос о разнице расписания в школе и театре Мария Буланова ответила, что расписание в театре нестабильное, но разнообразное, а это делает жизнь намного интереснее, чем в Академии. Но крайне важен был комментарий Юрия Фатеева, подтвердившего, что руководство стремится составлять расписание хотя бы на два дня вперед, но пока это получается плохо:
«В течение дня происходит гораздо больше событий, чем ты можешь предвидеть, поэтому все естественно меняется, поскольку это жизнь. Но это не русская безалаберность и не российское разгильдяйство. Пример при жизни великого хореографа Джорджа Баланчина: в его труппе New York City Ballet артисты получали расписание на автоответчик в шесть часов вечера накануне дня, на который это расписание предназначалось. Это объяснялось просто: Баланчин говорил своим артистам, что они не должны думать ни о чем, не должны строить никаких планов на день, кроме работы. Поэтому приходя работать в этот театр, нужно понимать, что нужно отдать себя всего», — подчеркнул Юрий Фатеев.
Все ответы молодых артистов крайне любопытны, обсуждать можно бесконечно. Поэтому обязательно посмотрите эфир, пока видео еще открыто на YouTube-канале Мариинского театра: