Прежде чем начать учить народ, преподобный Серафим прошел искус созерцания и воздержания в течение десятков лет.
И то вышел не сам, а по благословению Бога и Божией Матери.
Монастыри создавались для того, чтобы в уединении быть лабораторией духа, оранжереей, из которой берется рассада для насаждения епископов и духовников.
Настоящий монастырь – это филиал Рая, в котором в тишине и молитве взращиваются люди, подобные Ангелам.
Монастыри – как леса земли. Они дают кислород души.
Выруби, вытопчи, благоустрой асфальтовыми дорожками – и планета умрет, задохнувшись в собственных испарениях.
Монастыри нужно беречь, как реликтовые леса.
Если они станут объектом туристической культуры, подобно пляжу и гостинице, то умрут, как умерла захламленная, чебуречная, музыкальная сочинская набережная и ее отравленное мутное море.
Мусор, шаурма и пляжники задушат все.
Туристы, как тараканы, сожрали все пространство, от пустынных Синайских монастырей до Соловков.
Полуголые бездельники встречают рассвет на горе Синай..
Где Моисей и где эти люди, оплатившие верблюдов, одеяла и арапчат, за деньги купившие возможность стать на место явления силы Бога?
Это не духовность. Это сюр мещанства, уверенного в своей духовности. Уверенного в своем праве сожрать все, что доступно.
Да, паломники были всегда, но чтобы возить их миллионами – автобусами, поездами, самолетами, – такого никогда не было.
Да и не паломники это...
Паломники на Соловках жили тысячами и годами трудились.
А это что??
Съел пирожок, перекрестился, и нету ваших!
Пришло такое время, когда никто нигде не может укрыться. Ни зверь, ни человек.
За последними львами ходит толпа с кинокамерой.
Из-под земли, из Марианской впадины все достанут, и если не сожрут, так сфотографируют.
Везде скучающие дамы в пляжных шлепанцах на босу ногу, с мороженым, фотоаппаратом и розовым кошельком.
Луна и Афон на очереди...
ЭКСПРЕСС-СТАРЦЫ И ДЕМО-ВЕРСИЯ ХРИСТИАНСТВА.
Преподобный Сергий и преподобный Серафим ни разу не были на Афоне.
И что-то я не слышал, что те, кто бывает регулярно в паломнических поездках, спасается лучше тех, кто остается в городе.
Зато я знаю, что те, кто дает хлеба нищим, помогает в больницах, поддерживает несчастных, спасаются точно.
Да, священник при необходимости может направить свое духовное чадо к конкретному человеку, в конкретном монастыре.
Точно так же, как врач где-то в провинции, понимая, что в работе с данным пациентом ему не хватает квалификации, может отослать его в столицу
Но не для того, чтобы больной бродил по улицам столицы..
Он может отослать, например, в институт Моники, но не для того, чтобы пациент шатался по коридорам и заглядывал в процедурные кабинеты и подсобки.
Больные не ездят целыми автобусами и вагонами в институт клинических исследований сердца попить чаю с главврачом. Направляют к конкретному специалисту.
Так должно быть и в духовной жизни.!
Настоящий священник, как и настоящий врач, не имеет права убить, выполняя капризы сумасшедшего и самовлюбленного больного. Он должен лечить.
А лечение может длиться годами.
Нужно соблюдать режим и регулярно принимать лекарства под наблюдением своего врача.
При чем тут турпоездка в обитель??
"ДУХОВНЫЙ" ТУРИЗМ – ЧУМА МОНАСТЫРЕЙ.
Но многим монастырям он нравится...
И многие из них заточены на эту демо-версию христианства: игумены с показушными барашками на руках, монахи с волками, енотами и страусами, хлеб, мед, молоко, галантерея, колокола, постные супчики, оладушки, творожок с молочком, прогулка на источник, безпрерывный треп туристов, экспресс-старец и пророчества за пять минут.
Экспресс - старцы делают вид, что духовно лечат...
А экспресс - больные делают вид, что лечатся...
Они нашли друг друга..
Пьют экспресс-кофе, едут на экспрессах в экспресс-туры и подключены к экспресс-тарифам.
Экспресс-жизнь, экспресс-любовь и экспресс-смерть...
Все включено...
Все, что НЕ нужно для настоящей жизни.
А приедут такие туристы домой – и грызутся там как собаки.
Экспресс-старец поулыбался – и пошел гонять монахов метлой по монастырю.
Спонсоры ушли на источник. Демо-версия выключена.
СЛАВА БОГУ, ЧТО СТРАУСОВ У НАС НЕТ.
На всех автобусных остановках развешаны объявления об организованных нашествиях:
– К старцу Владимиру (от винопития), село…
– К монаху Илиодору на отчитку, монастырь…
– Поездка в монастыри: Дивеево, Коломну, Санаксар – 4 дня, 3 ночи…
– К батюшке Иоанну за советом…
…Стоимость такая-то, звонить по такому-то телефону.
Сейчас ни одна обитель, ни в какой глуши, не может скрыться от туристов. Везде достанут и заставят пить чай и слушать треп.
Слава Богу, что Он миловал наш монастырь, расположенный в центре рязанского Кремля.
Нет ни гостиных келий, ни монаха-экскурсовода, ни пасек, ни оладушков со старцами, ни пророчеств, ни отчиток, ни землицы, ни источников, ни енотов с верблюдами и алабаями.
Слава Тебе, Господи, особенно за алабаев и страусов, что их нет. Туристы ходят сквозь обитель, но это ничего. Хоть не лезут. И пьяных гоняет кремлевская милиция.
Иностранцы – на первом месте.
Их принимают без очереди, самые первые – это седьмая вода на киселе белой эмиграции.
— "Нам есть любопытно, как русские про Бога говорьят…
Невёроятно… Мы думали, тут красный метдвет с красным знаменем ходит".
Приехали, как в зоопарк посмотреть на говорящую собачку, и им великое почтение.
А что? Туристы!..
От этого нет защиты, словно монах туристам на смех и на растерзание дался, как ведро, в которое нужно слить помои с сердца, и чтобы погадал на будущее.
Как безплатный психотерапевт, как подушка-подружка…
Монастырское пространство считается у нас достоянием "народа".
Но дух монастырей и время молитвы – разумеется, этому "народу" не достояние, а обуза.!
То молодожены шампанское наливают под окнами алтаря и кричат: "Горько!"
То девки полуголые глазеют на монахов.
Но это все ничего, по сравнению с Дивеево или иными "брендовыми" туробителями. У нас, в сердце Рязани, относительная внутренняя тишина.
В МИРУ ЖИЛ В ТИШИНЕ, А В МОНАСТЫРЕ – КАК НА ВОКЗАЛЕ.
Вот жил благочестивый муж. Ходил на завод или в контору.
Тихо спасался... Был как тень.
Всем привет и ласка. Обо всех помолится.
Утром и вечером у него правило. На службе горит как свечка. Пред иконостасом стоит весь в созерцании.
По сути дела, был невидимый монах.
И вдруг колет его шилом, и делается зуд:
— "В монастырь!!!"
Приходит в монастырь, и понеслось...
Какое там созерцание!
То туристы, то активисты, то епархиальный секретарь. Прощай, тишина сердца.
Прощай, умное делание...
Жил в тишине, а стал как на вокзале.
Зачем пошел – сам не знает. Выдумал из головы книжный монастырь, а тут…
То мужское общежитие с вином и барабанным боем в обители, то безконечное занудное нытье паломниц.
Куда попал???
Лежал крестом на полу, волновался до слез, думал принять ангельский облик, а выдают должность завхоза.
Умом понять ничего нельзя. Мантия, крест, все дела, а на душе скребут кошки.
Тут или обнаглеешь, или монастырские фонари пойдешь лупашить бутылками.
Зачем в монастырь уходить, если весь день как на съемочной площадке Мосфильма?
Дома тишины больше было.
Монахи специально одевались в дерюги, чтобы их видно не было, а стали как поп-звезды.
Такая редкость и драгоценность – небесное масло, которое добывает монах в трудах и созерцании, в откровении служения и в чтении богодухновенных книг, туристами меняется на болтовню и творожок с молочком, на дешевую галантерею монастырской лавки.
У МОНАХА НЕТ ЗАДАЧИ СПАСАТЬ НАРОД.
В назойливом посещении монастыря, в который тебя никто не зовет, есть какая-то ужасающая духовная неделикатность и невежливость.
Воровство драгоценных камней – грех, а воровство времени монаха – сугубое воровство.
В уставах монастырей нет ничего о том, что эти полу-ангелы должны учить народ.
Это-то и печально...
"Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам" (Мф. 28, 19–20).
Не потому ли номинальных православных христиан только 300 млн. в мире, а две великие православные империи рухнули, при этом Византийская империя раскрошилась на нанопыль.
А наши монахи все радуются своему "особому" пути, ангелами себя мнят...
В итоге? Спасают ли они сами себя??
И народ по-прежнему темный остается.
Учительство – это особый дар. И оно осуществляется в самом народе: на кафедрах церквей, приходах, на проповеди словом и делом.
Сам же монастырь – тихий сад, в котором невидимо зреют плоды и растут небесные цветы.
Задача монаха не спасать народ, а спасти себя.!!
Когда спасет себя, тогда, если Богу угодно, Бог благословит его поступить по слову преподобного Серафима:
– Стяжи мир, и тысячи спасутся вокруг тебя.
Но это не для всех. У Бога вообще нет иллюзий насчет народа.
Он Сам прекрасно знает, что много званых, но мало избранных, и спасется только малое стадо.
И задача Бога – не загнать весь гурт в Рай, а селекция насельников райского сада.
Монастырь – это лаборатория Божией селекции, а никак не проходной двор.
НУЖНА БЛАГОДАТЬ? ПОСЛУЖИ ЖЕНЕ, КАК ХРИСТУ.
Как-то раз я был свидетелем такой сцены.
Богатый человек просил моего друга составить ему компанию на Афон.
А надо сказать, у богатых поездка на Святую гору стала комильфо.
Солидный монастырь для солидных людей.
Солидный Господь для солидных пацанов.
И друг отвечает:
"Все это здорово для нас с тобой.
Выпивка в ресторане Уранополиса. Катер, чайки, турпоход. Бабы дома и не гудят.
Дети… хорошие у нас дети, но вот раз в году – ну их подальше.
Турпоход, рюмочка ракии.
Нет. В Русик мы не пойдем. Там малороссы и цены высокие. Там невежливые монахи.
Мы в сербские и греческие. Там в стасидиях поспим. Погуляем на осеннем солнышке по горам".
Нам будет хорошо.
А монахам от нас??
Вот мы, с такими рожами, возьмем да и припремся.
Скажи мне, друг: зачем монахам видеть наши рожи?!
Мы зачем туда придем??
Чтобы показать им, какие бывают бесы в человеческом обличии?
Зачем.??
Вынести мозги прекрасным людям - монахам?
Найти среди них таких же, как мы, и потолковать о маразме последних времен?
Нас туда звал кто-нибудь??
Ты жене стал как Христос? Ты ведь это обещал, когда венчался с ней.
Я же знаю, кто мы с тобой для жен – негодяи.
Ты на работе послужил работникам, как хозяин Божиего виноградника? Нет?
А чего ты на Афон прешься??
Скажи мне, что ты думаешь о Христе?
Ты не знал, что Он вездесущий?
И что в нашем приходском храме, на Причастии, Он выезжает на ослике точно так же, как Он въезжал в Иерусалим?
Чем тебе Христос не нравится например в Рязани?
Чем Он слаще на Афоне?
Ты что, в Бога не веруешь???
Священник Константин Камышанов.
«ДУХОВНЫЙ» ТУРИЗМ – ЧУМА МОНАСТЫРЕЙ. ВО ЧТО МЫ ПРЕВРАЩАЕМ ФИЛИАЛ РАЯ».
20 октября 202120 окт 2021
210
8 мин
7