В 1839 г. командование решило нанести решительное и окончательное поражение воинственному мюридизму и навязать “генеральное сражение”, чтобы одним концентрированным ударом покончить с основными силами немирных горцев. Опыт прошедших наполеоновских войн в Европе подсказывал в необходимости захвата вражеской столицы и заключения мира на приемлемых условиях. Однако, как показали ближайшие события, логическое решение на европейском театре военных действий, далеко не всегда срабатывало на Северном Кавказе. Горцы, потерпев поражение и утратив свою “столицу” легко меняли ее на новый центр, не испытывая особых затруднений со строительством новой резиденции. Все возвращалось на круги своя и территории, на которой сходились противоборствующие силы только увеличивалась. А пока что, правительственные войска покинули разрушенные аварские аулы и никто не мог помешать имаму Шамилю возвратится и приступить к восстановлению каменного замка Ахульго. Начиная с февраля 1839 г. мюриды приступили к строительству мощных фортификационных сооружений, хорошо используя складки местности и всего за два-три месяца превратили горный утес (Орлиное гнездо) в неприступную каменную твердыню.
Для проведения крупномасштабной военной экспедиции в горные отроги, предварительно на интендантских складах заготовили необходимые припасы, основной базой для которых стали крепости Грозная и Внезапная, составлены и утверждены планы совместных действий и т.д. “Чеченский отряд” предназначался для главных действий в Нагорном Дагестане против вновь отстроенной резиденции имама Шамиля - укрепленного замка Ахульго, поэтому назначенный командовать им генерал П.Х.Граббе придавал ему особое значение. С 1 мая назначенные к походу воинские подразделения стали собираться к крепости Внезапной. В их состав вошли, помимо прочих частей, 2 конные и 3 пешие сотни казаков от четырех линейных полков: Горского, Моздокского, Гребенского и Кизлярского (по данным генерала П.Х.Граббе, только от Моздокского и Гребенского полков участвовали 300 конных и 200 пеших казаков), а также 4 конных орудия казачьей артиллерии. Всего же казаков насчитывалось: пеших 12 офицеров, 391 нижних чинов, конных 15 офицеров, 220 нижних чинов под общим начальством командира Моздокского полка майора Власова. Итого к участию в хорошо подготовленной экспедиции были назначены 27 казачьих офицеров и 611 нижних чинов.
Прежде чем углубиться в горные теснины, необходимо было изменить первоначальные планы и обезопасить транспортные коммуникации на плоскости от действий чеченцев, к которым на подмогу подошли дагестанцы под начальством наибов Сурхая и Али-бека. Предводитель местных мюридов Ташав-хаджи, заняв чеченский аул Мескит, взял под контроль ближайшие селения Ауховского общества на реке Аксай и построил в густом лесу добротное укрепление на высоком холме, прибавив к нему несколько сторожевых башен, между двумя глубокими и лесистыми оврагами, окружив его мощными бревенчатыми стенами, способными выдержать многочасовой артиллерийский обстрел. Он устроил еще несколько труднопроходимых завалов из огромных пней и древесных стволов на стратегически важнейших лесных тропинках, особенно больших на дороге мимо возведенного укрепления к селению Балансу от реки Ярык-Су. При этом предводители крайне агрессивного мюридизма преследовали цель «иметь вблизи от Кумыкской плоскости и Сунжи передовой опорный пункт, в котором шайка всегда была в готовности броситься туда, где представится выгодная пожива».
Продолжение следует. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, будем вместе продвигать честную историю.