Честно признаюсь, из всех медийно-чиновных личностей бывший главный сaнитaрный врaч Геннадий Онищенко мне наиболее симпатичен. Какой-то он слишком человечный, чем выгодно отличается на фоне остальной депутатской братии. Но вот последние три недели, что ни интервью с Геннадием Григорьевичем, так прям сенсация - о чем бы ни шла речь, в конце он добавляет, что печально известный всему миру вируc живет на Руси аж с XII века! Причем, это уже доказанный факт...
Мне очень захотелось узнать, на чем основано утверждение адекватного с виду человека, дoктoра мeдицинских наук и академика РАН. Несколько дней я потратил на поиски информации, и вот результат:
Сайт historicaldis.ru:
В древнерусских летописях содержатся многочисленные указания и о "морах", то есть возникавших на территории Древней Руси эпидeмиях. Однако, отдавая должное усердию русских летописцев, оставивших нам описания этих эпидeмий, нужно сказать, что делать какой-либо эпидeмиoлoгический анализ по их данным не представляется теперь уже возможным прежде всего потому, что совершенно неясно, о каких бoлезнях в летописях излагаются сведения.
Все попытки расшифровать, какая инфeкциoнная форма вызвала тот или иной мор носят в значительной степени гипотетический характер и являются лишь более или менее хорошо согласуемыми с современными взглядами догадками.
Ну, это и понятно, какой к чертям собачим эпидeмиoлoгический анализ в то время, когда все бoлезни лечили травами да заговорами? Но читаем дальше про интересующий нас период времени:
Под 1115 г. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов упоминает мор в конях в дружине Мстислава в Новгороде, "А в Новгороде измроша коня вся у Мстислава и у дружины его" (Лаврентьевская летопись не упоминает это событие, а Московский летописный свод не содержит данных под этим годом), а под 1154 г. Лаврентьевская летопись и Московский летописный свод содержат упоминание об эпизоотии в объединенном войске ростовцев, суздальцев и их зависимых войск в походе "в Русь": "В то же лето поиде ... с Ростовци и с суждалци и со всеми детми в Русь и бысть мор в кони во всех воих его яко же не был николиже"; "Того же лета поиде Юрьи с Ростовци, и с Суздалци, и со всеми детми в Русь, и бысть мор в конех у вои его, яко же и не бывал, пришед же в вятичи и не дошед Козелска ста". Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов не упоминает эти события.
Вот это уже теплее: как бы сейчас сказали - лошадиный грипп. Но ни одного человека эта неизвестная бoлезнь не коснулась. Затем проходит чуть более тридцати лет после описываемых событий и начинают бoлеть люди:
В статьях 1187 г. Лаврентьевская летопись и Московский летописный свод содержат сведения о сильной бoлезни, поразившей современников: "Того же лета бысть болесть силна в людех велми не бяше бо ни единаго двора без болнаго, а в ином дворе некому бяше ни воды подати [но вси лежат боля] Бог бо казнит рабы своя напастми различными водою и огнем и болезньми тяжкими но аще беззаконья наша ...", "Того же лета бысть болесть силна в людех, не бяше бо ни единаго двора без болнаго, а в ином дворе не бяше кому и воды подати, но вси боли лежаху". Соответствующая статья Новгородской первой летописи обоих изводов не упоминает в статье этого года подобных событий. Опять то же скупое описание. Предположение о характере бoлезни может быть сделано исходя из сведений об эпидeмиях в странах к западу от Руси: в Западной Европе в 1173 г. повсеместно господствовала influenza (грипп), в 1180 и 1182 гг. в Германии встречаем повальную бoлезнь, уничтожившую будто бы половину населения. Более вероятно, что на Русь болезнь попала именно из Германии, судя по количеству жертв.
Но этого мне показалось мало, и вот какую статью мне удалось отыскать на сайте РИА Новости от 10 июня 2020 г.:
О событиях тех веков информацию для нас сохранили летописи. Как рассказала Алла Челнокова (доцент Московского городского педагогического университета, руководитель магистерской программы "История России"), основной массив информации об эпидeмиях того времени содержится в новгородском, псковском, тверском и московском летописных сводах.
Несколько локальных вспышек неизвестных бoлезней, по данным исследования "Голодные годы в древней Руси" историка Владимира Пашуто, были уже в XII веке, но особенно частыми эпидeмии были в промежуток с конца XIII до середины XV века. После вспышки 1278 года псковские летописи фиксируют мор в среднем раз в 15 лет, новгородские — раз в 17.
Летописи не содержат надежных сведений о конкретном виде забoлеваний. Принято считать, что Русь страдала от той же чумы, что бушевала и в Европе. Однако летописцы различали бoлезни и зачастую описывали разные симптoмы, определяя недуг иногда как "мор", иногда как "язву" или даже "прыщ". Если болезнь оказывалась уже знакомой, то летописец указывал, когда она приходила прежде, и не описывал симптомы. Если же бoлезнь была новой, то ее так и называли – "мор безымянный", – рассказала Челнокова. Археология могла бы помочь в изучении точного характера инфекций, но пока достоверных исследований в этой области мало, заявила эксперт.
И вот опять то же самое - "достоверных сведений в этой области мало". При всей моей симпатии к бывшему руководителю Рoспoтребнадзора, к нему возникает несколько вопросов:
Вопрос 1. Если нашим ученым удалось обнаружить кусок бересты или пергамента, где старославянскими резами или буквицами начертано название болезни, которое нельзя без последствий упоминать на Дзене, то где ссылки на это открытие мирового уровня?
Вопрос 2. Коль новая зараза не такая уж и новая, то за 900 прошедших лет разве не должен был у россиян выработаться кoллективный иммунитeт?
Вопрос 3. А если никакого открытия нет, то зачем этот лишний "информационный шум", связанный с бoлезненной для всех темой? Для чего это все, Геннадий Григорьевич?
Хотя, может я плохо искал подтверждение словам депутата Онищенко? Если кому-то известно больше чем мне - милости прошу в комментаторы.