Найти тему
Артхив

«Царевна-Лебедь» – одна из самых мистических работ Михаила Врубеля

Она входит в цикл произведений, над которым трудился художник в конце 19-го – начале 20-го веков. Их объединяло время суток: действие на полотнах происходило в вечерних сумерках или ночью. А также главные герои – мифологические персонажи, из-за чего цикл картин Врубеля «Пан», «Царевна-Лебедь», «К ночи», «Жемчужина» и «Сирень» называют «Сказочным».

Любовь как сон
Художник вдохновился персонажем из поэтической «Сказки о царе Салтане» Пушкина благодаря жене Надежде Забеле. Она была известной оперной певицей, талантом которой помимо прочих восхищался композитор и музыковед Михаил Гнесин. «Ни с чем не сравнимый, ровный-ровный, легкий, нежно-свирельный и полный красок или, точнее, сменяющихся переливов одной какой-то краски, предельно выразительный, хотя и совершенно спокойно льющийся, –
писал он. – И какой облик! Возможно ли было, раз увидев это существо, не обольститься им на всю жизнь! Эти широко расставленные глаза, пленительно-женственная, зазывно-недоуменная улыбка, тонкое и гибкое тело».

Царевна-Лебедь. Михаил Александрович Врубель, 1900
Царевна-Лебедь. Михаил Александрович Врубель, 1900

В случае с Михаилом Врубелем так и произошло. В 1896-м году он работал художником-оформителем в Панаевском театре. Увидев певицу на репетиции оперы «Гензель и Гретель», он был настолько очарован, что в перерыве бросился к ней с комплиментами, осыпая поцелуями руки, а спустя всего несколько дней сделал Надежде предложение. Очень скоро они обвенчались в Крестовоздвиженском соборе Женевы, куда Врубель последовал за возлюбленной, когда она отправилась в Швейцарию на гастроли.

Продолжение читайте на сайте artchive.ru