Найти в Дзене
НЭБ

Ужасы по-американски

Эдгар Аллан По — американский писатель начала XIX века, родоначальник всей литературы ужасов и создатель детектива. Его зловеще-таинственные рассказы кишат страшными историями про мрачные особняки, полузаброшенные поместья. Древние верования переплетаются с вечными истинами, герои то находят сокровища, то попадают в отдалённые от цивилизации уголки планеты. Читатель сталкивается с неизведанным, в его жилах стынет кровь, и он с наслаждением погружается в мир ужастика XX века.

Эдгар Аллан По (1809 —1849)
Эдгар Аллан По (1809 —1849)

Родился Эдгар По в семье актёров, рано стал сиротой, страдал алкогольной зависимостью, влезал в карточные долги, уходил в армию и дезертировал из неё. Всю жизнь его мучали ночные кошмары, с которыми он боролся, подробно записывая их и превращая в рассказы. Финал жизни По тоже оказался драматичным: по легенде, во время выборов писателя напоили, чтобы он несколько раз проголосовал за нужного кандидата. После этого его вышвырнули на улицу в бессознательном состоянии. Нашли его лишь спустя несколько дней, и один из известнейших американских литераторов умер в больнице, не приходя в себя.

1. Ворон. 2. Памятник Эдгару По перед Балтиморским университетом
1. Ворон. 2. Памятник Эдгару По перед Балтиморским университетом

Начинал По как поэт, но сборники его стихов остались практически незамеченными. Первые свои рассказы По написал, чтобы принять участие в литературных конкурсах — это не принесло ему славы и достатка, но позволило войти в профессиональные круги, получить работу редактора и литературного критика. Художественные произведения По стали известны широкой публике только в конце его жизни: стихотворение «Ворон», рассказы «Бес противоречия» и «История с воздушным шаром» произвели фурор среди американских читателей.

Коллаж из обложек книг
Коллаж из обложек книг

Эдгар По был писателем эпохи романтизма, а для европейских романтиков характерно увлечение средневековой мистикой и готикой. При этом По сгущает страшные детали и фактически создаёт новый жанр — литературу ужасов. Готические рассказы у него становятся компактнее и динамичнее, в них появляется детективная интрига и «давящая» психологическая достоверность. Благодаря вниманию По к загадкам психики — от двойничества до переселения душ — мистическая новелла XIX века становится ещё страшнее, а американская литература обогащается новыми жанрами и темами.

Рассказы По хорошо воспринимаются на слух: на их основе было сделано рекордное число аудиокниг и радиопостановок. Каждый второй известный актёр (особенно исполнители ролей злодеев) считал своим долгом зафиксировать произведения По в своей интерпретации. Целый альбом стихов и рассказов По записал Кристофер Ли, есть записи Кристофера Уокена, Винсента Прайса и многих других. Поэтика рассказов По сильно повлияла на поп-музыку: ссылки на них есть в песнях Боба Дилана и группы Queen, портрет писателя украшает обложку альбома The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band».

1. Эдгар По в медицинском кабинете (1840 г.). 2. Иллюстрация к рассказу «Лигейя» (1909 г). 3. Иллюстрация к рассказу «Убийство на улице Морг» (1909 г.)
1. Эдгар По в медицинском кабинете (1840 г.). 2. Иллюстрация к рассказу «Лигейя» (1909 г). 3. Иллюстрация к рассказу «Убийство на улице Морг» (1909 г.)

Несмотря на то, что По отправляет читателя в фантастический, пугающий мир, многие детали в его рассказах взяты из жизни. В «Золотом жуке» подробно описано место действия — Южная Каролина, где писатель проходил в молодости военную службу. Не менее подробно описан и сам жук — притом, что на самом деле такого насекомого не существует. Известно, что По «скрестил» несколько видов встречающихся в Южной Каролине жуков и получил особое существо — загадочное и осязаемое одновременно.

Действие некоторых рассказов По, в частности «Низвержения в Мальстрём», происходит не в Америке, а в самых отдалённых уголках Земли. По мечтал о путешествиях, плавал подростком через океан, в Британию, но многие приключения, о которых писатель рассказывал знакомым, он попросту выдумывал. В частности, он утверждал, что жил некоторое время в Петербурге, и только недавно удалось доказать, что По никогда в России не был и его имя ни в каких документах американского посольства не упоминается.

1. Эдгар По. 2. Эдгар По и Вирджиния Клемм (жена писателя и одновременно двоюродная сестра)
1. Эдгар По. 2. Эдгар По и Вирджиния Клемм (жена писателя и одновременно двоюродная сестра)

При этом писатель действительно много знал о дальних странах — но в своих рассказах делал известные ему факты более загадочными и пугающими. Например, зловещий водоворот из рассказа «Низвержение в Мальстрём» действительно существует в Норвежском море — но настоящий Мальстрём выглядит не так страшно, как его описал По, и не засасывает корабли в гигантскую воронку.

Рассказы По стали основой для множества фильмов ужасов, а характерные детали этих новелл — чёрные коты, заброшенные дома в тумане, мрачные подземелья — стали постоянными атрибутами «очень страшного кино». Экранизация «Падения дома Ашеров», снятая Роджером Корманом в 1960 году, — настоящая классика жанра, тут есть и призраки, и гробы, и подземелья, и страшный заброшенный дом. А «Истории ужаса» того же режиссёра — целая энциклопедия того, что пугает зрителей на экране.

1. Эдгар Аллан По. 2. Надгробный памятник на могиле Эдгара По
1. Эдгар Аллан По. 2. Надгробный памятник на могиле Эдгара По

Произведениями По вдохновлялись и «серьёзные» европейские режиссёры. В 1968 году три автора: Федерико Феллини, Роже Вадим и Луи Маль — объединились, чтобы снять ленту «Три шага в бреду» — вольную фантазию на тему рассказов американского классика. Они выстроили на их основе уже не классический ужастик, а невероятно красивые и таинственные «живые картины».

Почаще читайте и перечитывайте книги, используя портал НЭБ и мобильное приложение «НЭБ Свет». Это – интересно! А еще — это не скучно! Надеемся, что и сайт, и приложение вам понравятся и станут вашими верными и незаменимым помощниками. Ведь это не просто компактные библиотеки, но это ваши путеводители и консультанты в литературе, музыке, киноискусстве.