Найти в Дзене
ПАНТОГРАФ

Необычная "пионерская" железная дорога

Детские железные дороги хорошо известны на территории постсоветского пространства, где-то они существуют и развиваются до сих пор, где-то уже стали достоянием истории. Но подобные дороги были не только в городах бывшего СССР, но и некоторых социалистических странах. В качестве такого примера короткий рассказ об уникальной Пионерской железной дороге в чешском городе Пльзень.

Тепловоз на железной дороге, в тот период, когда часть дороги была временно не электрифицирована, собрание Pavel Domanický (1959)
Тепловоз на железной дороге, в тот период, когда часть дороги была временно не электрифицирована, собрание Pavel Domanický (1959)

Детская железная дорога в г. Пльзень была открыта в мае 1960 года, открытие было торжественным. Пробные поездки осуществлялись еще в августе 1959 года. Протяженность пионерской дороги составляла 2,3 километра, она соединяла между собой остановку троллейбуса Лохотин с зоопарком, в наше время троллейбус заменен трамваем. На детской железной дороге можно было доехать от зоопарка до выставочного центра города. Ширина колеи железной дороги была 760 мм. Рельсы для сооружения детской дороги были привезены из узкоколейки Йиндржихув Градец. На дороге было три станции, помимо конечных зоопарк и выставочный центр, была еще промежуточная станция Лохотин.

На карте показана железная дорога
На карте показана железная дорога

Детская железная дорога не была круглогодичной, работала в теплый сезон, как правило, с мая по конец сентября. Пионеры выполняли функции машинистов, кассиров, проводников, связистов и обходчиков. Один из переездов пионерской железной дороги даже был оборудован шлагбаумами. В начале 1970-х годов интерес к Пионерской железной дороге угас. Ее эксплуатация была прекращена в 1976 году. Десять лет спустя тяговые линии, рельсы были ликвидированы, и сегодня вдоль бывшего пути ничего не напоминает о ней.

Электропоезд Е 10.01 "Пионер", фото Robert Wittmann (1960)
Электропоезд Е 10.01 "Пионер", фото Robert Wittmann (1960)

Но одной из интересных особенностей дороги было то, что на ней работали не только состав ведомый узкоколейным тепловозом серии BNE 50. Железная дорога была электрифицирована. В этой связи для нее был спроектирован и изготовлен уникальный узкоколейный электропоезд модели Е 10.01"Пионер", чем-то напоминающий сочлененный трамвай.

Электропоезд Е 10.01 "Пионер", фото Peter Martinko, 1 августа 1974 года
Электропоезд Е 10.01 "Пионер", фото Peter Martinko, 1 августа 1974 года

Канал "ПАНТОГРАФ". Фото из открытого доступа сети "Интернет".

Электронная почта для связи: pantografkanal@yandex.ru.

Другие материалы канала:

Боржавская узкоколейка. Краткий очерк и фотоотчет 2011 года

Архивные фото Новомосковской детской железной дороги

Ужгородская детская железная дорога

-5

#узкоколейка #детская железная дорога #узкоколейная железная дорога #поезда #электропоезда #чехословакия #интересные факты #чехия #железные дороги #железная дорога