Найти в Дзене
Кумыкия

40 лет победы Сайпуллы Абсаидова

В 1981 году дагестанский борец Сайпулла Абсаидов, годом ранее победивший на Олимпиаде в Москве, завоевал золотую медаль чемпионата мира.  Форум сильнейших вольников планеты проходил в македонском Скопье. На него махачкалинский динамовец отобрался с чемпионата СССР в Улан-Удэ, где в решающей схватке превзошел местного борца Бориса Будаева. И в Скопье в финале он встретился с хозяином ковра – Шабаном Сейди.    «Победа в финале далась мне не просто, а до этого со всеми соперниками я справился без особых сложностей, - вспоминает Абсаидов. – Исход моей встречи с Сейди мог повлиять на итоговый расклад в командном зачёте. Об этом мне перед поединком сказал вошедший в обновленный тренерский штаб сборной Дмитрий Миндиашвили. Финал завершился со счетом 1:1, а руку подняли мою, потому что я первым провел результативное действие. В то время именно так при ничьей определяли победителя».    В тот год в качестве главного тренера сборной СССР дебютировал Иван Ярыгин, сменивший на этом посту Юрия Шахм
Сайпулла Абсаидов
Сайпулла Абсаидов

В 1981 году дагестанский борец Сайпулла Абсаидов, годом ранее победивший на Олимпиаде в Москве, завоевал золотую медаль чемпионата мира. 

Форум сильнейших вольников планеты проходил в македонском Скопье. На него махачкалинский динамовец отобрался с чемпионата СССР в Улан-Удэ, где в решающей схватке превзошел местного борца Бориса Будаева. И в Скопье в финале он встретился с хозяином ковра – Шабаном Сейди. 

 

«Победа в финале далась мне не просто, а до этого со всеми соперниками я справился без особых сложностей, - вспоминает Абсаидов. – Исход моей встречи с Сейди мог повлиять на итоговый расклад в командном зачёте. Об этом мне перед поединком сказал вошедший в обновленный тренерский штаб сборной Дмитрий Миндиашвили. Финал завершился со счетом 1:1, а руку подняли мою, потому что я первым провел результативное действие. В то время именно так при ничьей определяли победителя». 

 

В тот год в качестве главного тренера сборной СССР дебютировал Иван Ярыгин, сменивший на этом посту Юрия Шахмурадова, при котором советская команда уверенно побеждала на всех соревнованиях. В Скопье по ходу чемпионата было не всё так однозначно – там судьба командного первого места решалась в финалах, в которые пробились по пять борцов из сборных СССР и Болгарии. Дебют Ярыгина мог бы оказаться смазанным, но напрасно переживал наставник и его тренерский штаб – советские вольники победили во всех пяти финалах, тогда как болгары только в одном. 

 «После Олимпиады в Москве были разговоры, что она была слабой по составу участников из-за бойкотировавших её спортсменов из капиталистических стран, - рассказывает Абсаидов. – Меня эти разговоры немножко задевали, потому что как раз-таки в моем весе до 68 кг в то время тон задавали борцы из соцстран и все они приехали в Москву. Поэтому в моей мотивации победить в Скопье присутствовало и желание доказать, что заслуженно ношу звание олимпийского чемпиона». 

 

По возвращении в Дагестан чемпиона мира поощрили денежной премией в размере 100 рублей. «Когда председатель республиканского спорткомитета Аминулла Рабаданов вручал мне эти деньги, а на них можно было лишь три раза слетать в Москву, ему было неловко, но он ничего поделать не мог, так как тогда были такие премии», - вспоминает Сайпулла. 

 

После успеха в Скопье Абсаидов редко выходил на ковер и в 25 лет завершил карьеру. «У меня возникли проблемы со здоровьем, и это было одной из главных причин, заставивших меня рано покинуть ковер, - рассказал борец. – В мае на сборах в Сочи разгоряченный после кросса я нырнул в холодное море, простудил седалищный нерв, несколько дней не мог встать с кровати. После этого долго лечился, потом вернулся к тренировкам, участвовал в соревнованиях и даже занял второе место на Тбилисском международном турнире. Однако болезненные ощущения не отпускали меня, я уже не владел своим телом, как прежде, и после долгих раздумий пришел к решению, что продолжать уже не имеет смысла». 

 

После 1981 года на шести последующих чемпионатах мира никому из дагестанских вольников не удавалось подняться на верхнюю ступень пьедестала. Лишь в 1989 году этот самый неудачный период в истории дагестанской борьбы прервали Эльмади Жабраилов и представлявший тогда Красноярск Ахмед Атавов, завоевавшие золотые медали на чемпионате мира в швейцарском Мартиньи.