Новое кино стараюсь смотреть, интересно же, чем наше родное, отечественное искусство дышит. Вот и сегодня – кинофильм «Общага» на Кинопоиске, два часа жизни потрачено. И совсем не потому, что кино захватило, а просто потому, что привыкла досматривать, если начала. Как и с книгами – дочитывать, если первую страницу открыла.
Картина снята по роману «Общага-на-крови» Алексея Иванова. По его же произведению снят фильм «Географ глобус пропил», который мне понравился, кстати, хотя тоже печальная история. Но там – художественно.
А здесь, уже на минуте 12-й примерно, задала себе вопрос – зачем, ради чего это снято? В чем идея, сверхзадача – где? Показать нам мрачные коридоры, где герои на границе времен «стараются не стать мразью» и мечтают о мифической свободе? В очередной раз страху на бедного зрителя нагнать ужастиками про совдепию? Поднять вечные нравственные темы: не предай, не убий и т.п.?
Операторскую работу профессионалы хвалят, я прочитала несколько рецензий. А мне не понравилось. Единственный кадр, который несет в себе мало-мальский образ – это общий план, когда героев уже выгнали, и они сидят на чемоданах на какой-то грязной дороге, точнее, бездорожье, и думают, куда дальше двигаться. Остальное действие снято мрачно, плоско, с близкого расстояния, когда смотришь, возникает неприятное ощущение тесной комнаты.
Про артистов тоже писать нечего. Подбор отличный: Юлия Ауг, Ирина Старшенбаум, Никита Ефремов и другие. Но они как появились в начале фильма в своих актерских масках, так до конца в них и проходили, несмотря на трагический сюжет и довольно острый драматургический конфликт. Никакого развития, никакой – даже крохотной! – перемены. Идеалист и отличник Забела так и остался замороженным девственником и честным героем, Игорь, Неля, Света и Иван тоже не сильно изменились, только почему-то очень захотели вернуться обратно в общежитие. Режиссерская проработка образов мелкая, односторонняя, комиксовая: нарисовал картинку, а дальше сами, как хотите. Артисты старались, отработали режиссерскую задачу честно, но скучно.
Единственный плюс фильма – это работа художника, несмотря на некоторую приблизительность. Костюмы подобраны, только мне кажется все же, что в 1984 году не было «варёнок», они появились позже. Но мебель, интерьер, мелкие детали, что попадали в кадр, например, бутылка подсолнечного масла в руке героини, довольно четко создают атмосферу середины 80-х.
От просмотра фильма осталась пустота и безнадега. Трагические события вызывают естественное сопереживание, но как в опере, смотришь и знаешь, что все понарошку, сейчас все встанут, раскланяются и все, занавес. Единственный плюс, узнала новое имя в отечественной режиссуре Роман Васьянов, ранее он в кино работал, как оператор, «Стиляги» его фильм. (Отличное кино, как и «Географ…»)
Авторы фильма со своим черным пессимизмом опоздали на четверть века. Если бы такое кино появилось в девяностых, когда мы все буквально кипели, рвались к новой жизни, быть может, я бы и нашла что-то глубинно-смысловое и важное для себя, как для зрителя.
Я бы задумалась о свободе, к которой мы идем, о мире, который рушился у нас на глазах, о нравственной силе идеализма и его вреде, о противостоянии животного, физиологичного страха вечному и светлому чувству справедливости, а, в конечном итоге, обрела бы надежду на правду. Но не сегодня.
Смотреть или нет такое кино, решают зрители. А вот давать ли снимать следующий фильм Роману Васьянову, решают наши чиновники от культуры. Очень надеюсь, что на подобный "шедевр" денег больше не найдется. Не хочу такого кино, ничего не дает, только отнимает. Не мой формат.