Яков Блюмкин. Один из самых значительных российских революционеров и один из самых неизвестных. Готовы спорить, что большинству наших читателей ничего не говорит это имя.
Но если тезисно вспомнить его жизнь – то просто голова идет кругом.
Симха-Янкев Гершевич Блюмкин, родился в Одессе в 1900 году. Образование – начальная религиозная школа для бедных еврейских детей.
А теперь его краткий карьерный путь. Электромонтер, боец еврейской самообороны, социал-революционер, убийца немецкого посла Мирбаха (что послужило сигналом антибольшевистскому мятежу), организатор покушения на Гетмана Скоропадского, организатор покушения на Фельдмаршала немецких войск Эйхгорна, секретарь подпольного киевского горкома, организатор покушения на Колчака, приговорен к расстрелу, спасен Троцким, пережил три покушения, начальник штаба 79 бригады Южного Фронта, начальник личной охраны Троцкого, высшие курсы академии РККА, перевод в ГПУ, организация переворота в Персии, свержение Кучек-хана, 6 ранений, создание иранской коммунистической партии, представитель Персии на первом съезде угнетенных народов востока, автор книги о Ф. Дзержинском, учеба в академии Генштаба РККА. К этому моменту Блюмкин кроме русского и иврита свободно говорил на турецком, арабском, монгольском и китайском языках.
Руководит подавлением Еланского Восстания, воюет во главе 61 бригады против барона Унгерна.
Расследует хищения в Гохране, нелегалом едет в Ревель под псевдонимом Исаев (да-да, Штирлиц был частично основан на карьере Блюмкина – см.«Бриллианты для диктатуры пролетариата»). Борется с контрреволюцией на Алтае и в Монголии. В 1923 году впервые участвует в зарубежной операции ОГПУ – к сожалению нам пока неизвестно какой, и становится главным адъютантом Троцкого. В ноябре назначается резидентом в Палестине. После организации агентурной работы отзывается и занимается подавлением восстания в Грузии. После этого, тайно выезжает в Афганистан, где пытается наладить связь с сектой исмаилитов, изображая странствующего мусульманского монаха – дервиша, попадает в Индию, где задерживается английской полицией, но сбегает, украв секретные британские карты и документы английской разведки.
В 1920-е годы Блюмкин тесно сошёлся с рядом московских поэтов и литераторов. Дружил с Есениным, познакомился с Маяковским, Шершеневичем и Мариенгофом. Блюмкин был одним из учредителей полуанархической поэтической «Ассоциации вольнодумцев», завсегдатаем круга имажинистов. Сергей Есенин как-то привёл в круг богемы Блюмкина и стремясь поразить понравившуюся ему девушку, предложил: «А хотите поглядеть, как расстреливают в ЧК? Я это вам через Блюмкина в одну минуту устрою». В 1920 году, когда Есенин и братья Кусиковы арестовывались ЧК, Блюмкин оказал помощь поэту, обратившись с ходатайством отпустить его на поруки. За год до гибели поэта, находясь в Закавказье, Блюмкин, приревновав свою жену к Есенину, стал угрожать поэту пистолетом. Существует исторический анекдот о том, как Есенин спас жизнь Игорю Ильинскому, которого едва не застрелил Блюмкин, разгневанный тем, как артист украдкой вытер свои запачканные ботинки о край портьеры в ресторане — пока поэт отвлекал революционера и отбирал пистолет, Ильинский успел убежать и спрятаться.
Ряд сторонников появившейся в 1970—1980-е годы версии об убийстве С. А. Есенина связывает со смертью поэта и Блюмкина; некоторые из них приписывают ему подделку предсмертных стихов Есенина («До свиданья, друг мой, до свиданья…»).
Под видом буддийского монаха примыкает к экспедиции Рериха, чтобы попасть в Тибет и свергнуть Далай-ламу XIII. Изображая тибетского ламу, он настолько проникся расположением Рериха, что тот неоднократно записывал свои беседы с Блюмкиным как ламой в свои дневники.
В 1926 году Блюмкин становится главным инструктором по госбезопасности монгольской республики, выполнял задания в Индии и на Тибете, в Китае.
В 1928 становится резидентом в Константинополе (Стамбул) откуда курирует весь Ближний восток. Организовывает в Палестине агентурную сеть. Работает то под видом набожного владельца прачечной в Яффо Гурфинкеля, то под видом азербайджанского еврея-купца Якуба Султанова. По каналам ОГПУ вывозил и продавал еврейские книги.
В 1929 году по заданию Сталина безуспешно пытался совершить покушение на бывшего сталинского секретаря Б. Г. Бажанова, бежавшего за границу. Летом 1929 года Блюмкин приезжает в Москву, чтобы отчитаться о ближневосточной работе. Его доклад членам ЦК партии о положении на Ближнем Востоке одобрен членами ЦК и руководителем ОГПУ В. Менжинским, который в знак расположения даже приглашает Блюмкина на домашний обед. Блюмкиным была тайно налажена связь с высланным из СССР Троцким. В 1929 году состоялась их беседа. В беседе с Троцким Блюмкин высказал свои сомнения в правильности сталинской политики и спросил совета: оставаться ли в ОГПУ или уйти в подполье. Троцкий убеждал Блюмкина, что, работая в ОГПУ, он больше пригодится оппозиции.
Блюмкин был арестован после того, как следившая за ним в Стамбуле Елизавета Зарубина сообщила ОГПУ о его связях с Троцким. Блюмкин попытался скрыться, но был арестован после автомобильной погони со стрельбой на улицах Москвы. Блюмкина пытали, били на допросах
3 ноября 1929 года дело Блюмкина было рассмотрено на судебном заседании ОГПУ (судила «тройка» в составе Менжинского, Ягоды и Трилиссера). Блюмкин обвинялся по статьям 58-10 и 58-4 УК РСФСР. Менжинский и Ягода выступили за смертную казнь, Трилиссер был против, но остался в меньшинстве.
По одной из версий Блюмкин во время казни воскликнул «Да здравствует товарищ Троцкий!». Он ушёл из жизни спокойно, как мужчина. Отбросив повязку с глаз, он сам скомандовал красноармейцам: „По революции, пли!“» В качестве точной даты расстрела Блюмкина приводятся 3 и 8 ноября, а также 12 декабря 1929 года. Запомнили, сколько всего он успел? Ему было 29 лет.
Но за что же расстреляли Якова Блюмкина на самом деле? Понятно, что над Троцким уже в то время сгущались тучи, а Рамон Меркадер уже, образно выражаясь точил свой ледоруб.
Одна из версий гласит, что при задержании у Блюмкина был изъят чемодан с 5 миллионами долларов наличными, которые он получил от немцев. Напомним, что в то время в германии поднимала голову НСДАП со своим фюрером, к которому постепенно присоединялись все более и более маститые немецкие ученые, философы и мистики, например, возглавлявшие общество «Туле», искавшие в потустороннем и мистическом корни немецкого могущества. Одной из версий было то, что Блюмкин продал немцам похищенные им в Рериховской экспедиции мистические тексты и карты Шамбалы, но не все, а лишь часть, а вторую часть передал Троцкому. Впоследствии Туле преобразовалось в Анненербе а там уже и возник проект Новая Швабия, в которой, по опять же одной из версий, был проход во внутреннюю полость Земли. Это версия генерала Ивашова:
"Внутренняя полость Земли жизнеобитаема, там своё магнитное поле, своё свечение, там свои реки, озёра, моря. Вот эти данные как раз получил Блюмкин в Тибете. На допросах он это рассказывал. <...> Блюмкин рассказывает, что нужно знать определённые ритуалы, коды. Нужно знать серию таких кодов. Их вряд ли дали Блюмкину, и вряд ли он мог запомнить их. Эти коды прохода в подземный мир и данные о том, что на поверхности Антарктиды есть, привёз как раз Эрнст Шиффер из своей то ли первой, то ли второй экспедиции. Немцы в 1938 году предложили нашей научной агентуре передать советскому руководству, что готовы совместно осваивать Антарктиду, эти подземные полости, надлёдные пространства, но нам было не до этого. <...>
...И когда наши получили эти карты, то, естественно, доложили Сталину, и он приказал направить туда 3 наши лодки класса А. На каждой – по офицеру контрразведки. Когда они дошли до точки, где нужно опускаться и уже входить подо льды Антарктиды, то внезапно были атакованы летающими тарелками".