—о временем, уже по мере выдвижени€ в общественной жизни слав€н кн€зей, воевод, дружин, начала великих военных походов, в которых играла молода€ удаль зарождающегос€ государства, на первый план у слав€н все больше выдвигаетс€ бог молнии и грома ѕерун, который затем становитс€ главным небесным божеством, сливаетс€ со —варогом, –одом как более древними богами. ѕроисходит это не случайно: ѕерун был богом, чей культ родилс€ в кн€жеской, дружинной среде.
≈сли солнце всходило и заходило, ветер дул, а потом стихал, плодородие почвы, бурно про€вл€вшеес€ весной и летом, утрачивалось осенью и исчезало зимой, то молни€ никогда в глазах слав€н не тер€ла своего могущества. ќна не была подвластна другим стихи€м, не была рождена каким-то другим началом. ѕерун†Ц молни€, высшее божество†Ц был непобедим. IX†в. он стал главным богом восточных слав€н.
Ќо €зыческие представлени€ не исчерпывались лишь главными богами. ћир был населен и другими сверхъестественными существами. ћногие из них были св€заны с представлением о существовании загробного царства. »менно оттуда к люд€м приходили злые духи†Ц упыри. ј добрыми духами, оберегающими человека, €вл€лись берегини. —лав€не стремились защищатьс€ от злых духов заговорами, амулетами, так называемыми Ђоберегамиї. ¬ лесу обитал леший, у воды жили русалки. —лав€не верили, что это души умерших, выход€щие весной насладитьс€ природой.
Ќазвание Ђрусалкаї происходит от слова Ђрусыйї, что означает на древнеслав€нском €зыке Ђсветлыйї, Ђчистыйї. ќбитание русалок св€зывали с близостью водоемов†Ц рек, озер, которые считались путем в подземное царство. ѕо этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле.
—лав€не считали, что каждый дом находитс€ под покровительством домового, которого отождествл€ли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чура. огда человек считал, что ему гроз€т злые духи, он призывал своего покровител€†Ц домового, чура†Ц защитить его и говорил: Ђ„ур мен€, чур мен€!ї
¬с€ жизнь слав€нина была св€зана с миром сверхъестественных существ, за которыми сто€ли силы природы. Ёто был мир фантастический и поэтичный. ќн входил в каждодневную жизнь каждой слав€нской семьи.
”же накануне нового года (год у древних слав€н начиналс€, как и теперь, 1 €нвар€), а потом поворота солнца на весну начиналс€ праздник ол€ды. —начала в домах гасли огни, а потом люди добывали трением новый огонь, зажигали свечи, очаги, славили начало новой жизни солнца, гадали о своей судьбе, совершали жертвоприношени€.
ƒругой праздник, совпадающий с природными €влени€ми, отмечалс€ в марте. “о был день весеннего равноденстви€. —лав€не славили солнце, праздновали возрождение природы, наступление весны. ќни сжигали чучело зимы, холода, смерти; начиналась ћасленица с ее блинами, напоминающими солнечный круг, проходили гул€нь€, катани€ на сан€х, разные потехи.
1Ц2 ма€ слав€не убирали лентами молодую березу, украшали ветками с только что распустившимис€ листь€ми свои дома, снова славили бога солнца, отмечали по€вление первых весенних всходов.
Ќовый всенародный праздник приходилс€ на 23 июн€ и называлс€ праздником упалы. Ќа этот день приходилс€ летний солнцеворот. ѕоспевал урожай, и люди молились о том, чтобы боги послали им дождь. Ќакануне этого дн€, по представлени€м слав€н, русалки выходили на берег из воды†Ц начиналась Ђрусальна€ недел€ї. ƒевушки в эти дни водили хороводы, бросали в реки венки. —амых красивых девушек обвивали зелеными ветками и поливали водой, как бы призыва€ на землю долгожданный дождь.
Ќочью вспыхивали купальские костры, через которые прыгали юноши и девушки, что означало ритуал очищени€, которому как бы помогал св€щенный огонь.
¬ купальские ночи совершались так называемые умыкани€ девиц, когда молодые люди сговаривались и жених уводил невесту от домашнего очага.
—ложными религиозными обр€дами обставл€лись рождени€, свадьбы, похороны. “ак, известен обычай восточных слав€н хоронить вместе с прахом человека (слав€не сжигали на кострах своих покойников, помеща€ их сначала в дерев€нные ладьи; это означало, что человек уплывает в подземное царство) одну из его жен, над которой совершалось ритуальное убийство; в†могилу воина клали останки боевого кон€, оружие, украшени€. ∆изнь продолжалась, по представлени€м слав€н, и за гробом. «атем над могилой насыпали высокий курган, и совершалась €зыческа€ тризна: родственники и соратники поминали умершего. ¬о врем€ печального пиршества также проводили в его честь воинские сост€зани€. Ёти обр€ды, разумеетс€, касались лишь племенных вождей.
І†3. ѕо€вление государства у восточных слав€н
ѕервые упоминани€ о –уси. ѕервое государство в земл€х восточных слав€н получило название Ђ–усьї. ѕо имени его столицы†Ц города иева†Ц ученые стали впоследствии называть его иевской –усью, хот€ само оно никогда себ€ так не называло. ѕросто Ђ–усьї или Ђ–усска€ земл€ї. ќткуда же возникло это им€?
ѕервые упоминани€ имени Ђрусьї относ€тс€ к тому же времени, что и сведени€ об антах, слав€нах, венедах, т.†е. к†VЦVII†вв. ќписыва€ племена, жившие между ƒнепром и ƒнестром, греки называют их антами, скифами, сарматами, готские историки†Ц росоманами (русыми, светлыми людьми), а арабы†Ц русью. Ќо совершенно очевидно, что речь шла об одном и том же народе.
ѕроход€т годы, им€ Ђрусьї все чаще становитс€ собирательным дл€ всех племен, живших на огромных пространствах между Ѕалтикой и „ерным морем, окско-волжским междуречьем и польским пограничьем. ¬ IX†в. им€ Ђрусьї упоминаетс€ в трудах византийских, западных и восточных авторов несколько раз.
860†г. датировано сообщение византийских источников о нападении –уси на онстантинополь. ¬се данные говор€т за то, что эта –усь была расположена в —реднем ѕоднепровье.
ќт этого же времени доход€т сведени€ об имени Ђрусьї и†на севере, на побережье Ѕалтийского мор€. —одержатс€ они в Ђѕовести временных летї и†св€заны с по€влением легендарных и неразгаданных до сего времени вар€гов.