Со средней школы нам знакома картинка Петра Белоусова – «Мы пойдем другим путем». Она иллюстрирует молодого Владимира Ульянова, утешающую матушку. Мария Александрова потеряла старшего сына, который был обвинен и казнен за покушение на жизнь царя. Володя, произнося эту фразу очертил свою непоколебимую веру в торжество революции и одновременно отказ от индивидуального террора.
Университетская жизнь
Выбор революционного пути и сопутствующих взглядов сложился не сразу. Такой переход шел постепенно, но в особенности на него повлияла казнь брата. В период лето-осень 1887 года у будущего революционера еще оставалось желание учиться.
Гимназию окончил с золотой медалью и после поступил в Казанский университет. Тогда студенты бунтовали по любому пустяку. И вот декабрь 1887 года. В Казанском университете происходят беспорядки. Ульянова задержали, но не за участие, а из-за фамилии. Все дальнейшие прошения о восстановлении оказались безуспешными.
Плохой помещик
Мать Ульянова попыталась приучить сына к хозяйственной жизни. Ей от отца досталась земля в деревне Кукушкино, где Володя в детстве проводил каникулы.
Но Ульянов противился данному образу жизни. Владимир доказал свое теоретическое экономическое познание, доказав в последствии данный факт рядом работ («Развитие капитализма в России» и др.). Но практическая часть далась ему тягостно. Многие считают, что Володя не желал эксплуатировать крестьян. Но дело тут в другом – в непринятии образа жизни.
Необычное прикрытие
В 1891 году Володя сдал экзамены экстерном юридического факультета Санкт-Петербургского университета. Начал работать помощником присяжного поверенного. Работа не далась революционеру – он так и не смог защитить или смягчить наказание для своих подзащитных.
Будущий вождь не стремился сделать юридическую карьеру. Он уже тогда призирал адвокатов, как одну их либеральных интеллигентных специальностей. Ненависть к этой деятельности он пронес через всю жизнь.
Именно этим объясняется довольствие скромным жалованьем. Юриспруденция обеспечивала «кислород» в ведении революционной пропаганды. Она обеспечивала статусом. По правде говоря, в Питер Ульянов хотел попасть не из-за диплома юриста, а для создания марксистской боевой партии. Такое решение было принято еще в Самаре во время подготовки к экзаменам.
Несомненно, Ленин мог стать кем угодно при желании. Но все это было «мелким уловом». Занятие всей жизни – подготовка к революции. Таким образом, Владимир отомстил не только за старшего брата, но и за то, что был исключен из университета.