Найти в Дзене
Сахаровский центр

Месседж для элиты

Зоя Светова, журналист

Об энергетической компании «Интер РАО» я впервые услышала, когда прочла о деле топ-менеджера «Интер РАО» Карины Цуркан. Ее обвинили в шпионаже в пользу Молдовы, три года продержали в лефортовской тюрьме, и в прошлом декабре судья, специализирующийся на делах о шпионаже, приговорил ее к 15 годам колонии. Такие сроки обычно дают за жесточайшие убийства. На днях стало известно, что Карину этапировали в алтайскую колонию, хотя по закону она должна была отбывать наказание рядом с домом.

Я много лет пишу о судебных делах, в том числе, о госизмене и шпионаже. Очень люблю смотреть фильмы и читать книги о настоящих шпионах. Когда я восемь лет посещала столичные СИЗО, как член ОНК Москвы, я часто бывала в СИЗО «Лефортово» и видела многих «шпионов» и «госизменников». Во время Крыма это были украинцы, до Крыма и после — ученые, предприниматели, представители силовых органов и Минобороны. Был даже один бывший сотрудник РПЦ. Все секретно, адвокаты дают подписку о неразглашении, узнать что-либо наверняка о сути дела крайне трудно. Но все-таки общаясь с обвиняемыми, их родными и адвокатами, начинаешь понимать, когда госизменник — мнимый, и доказательств его вины, скорее всего, нет. Дело Цуркан резко выделяется из всей череды этих шпиономанских дел. Об этом много говорил ее адвокат Иван Павлов и вслед за ним адвокат Анна Ставицкая, которая теперь защищает Цуркан. Они уверены, что все три доказательства вины их подзащитной в шпионаже сфальсифицированы.

Анкета шпионки, составленная на скорую руку: дата составления — 2004 год, а фотография на анкете взята из биометрического паспорта, выданного Цуркан в 2008-м. В качестве места работы указана фирма, зарегистрированная в 2007 году. Всех этих неточностей было бы достаточно добросовестному суду, чтобы признать это доказательство недопустимым. Но, как говорят адвокаты, судья положил его в основу приговора. Что же касается тех «шпионских» донесений, которые якобы передала спецслужбам Молдовы Цуркан — это цитаты трех секретных писем Министерства энергетики. Сама Цуркан и свидетели на суде говорили, что она не имела допуска к гостайне и никогда не читала эти письма. И третье доказательство — свидетельство секретного свидетеля, который сообщил суду, что Цуркан шпионка, но отказался рассказать, откуда у него такие сведения. И это опять нарушение закона: свидетель просто обязан сообщать, откуда у него те знания, которые он доносит до суда.

Самое удивительное, что никто из вполне осведомленных в российской политике людей не понимает и не знает, кто является бенефициаром этой абсурдной и чудовищной истории. Ведь 15 лет колонии за ненасильственное преступление для женщины — топ-менеджера госкорпорации — это, и правда, дичь какая-то.

В каждом подобном неоднозначном деле всегда есть заказчик. Есть один или несколько интерессантов. Догадки адвокатов и самой Цуркан: неприязнь кого-то из сотрудников, рейдерский захват крупной должности, наличие настоящего шпиона в госкорпорации, но «перевод стрелок» на нее. Все это никак не объясняет ту последовательную мстительность, которая сопровождает эту историю — огромный срок и этапирование в дальний регион.

Остается только предполагать, что обкатывается шпионская статья для представителей элиты.

Ведь «шпион» такого уровня, да еще с российским гражданством, впервые попал в «сети» ФСБ.

Опубликовано в телеграм-канале "О стране и мире".