Найти тему
Про Обувь

Как, где и зачем использовались пряжки в обуви? История пряжек

Оглавление
Статья написана на основе материалов из личной коллекции Назима Мустафаева. Н. С. Мустафаев - коллекционер обуви, с которым не так давно мне посчастливилось познакомиться на выставке в Союзе Художников (СПб).

История пряжки берёт свое начало в древней Греции. Прототипом пряжки является фибула - булавка, на которую застегивали туники. Пряжка повторяет форму фибулы: игла + кольцо. У фибула римлян применялась только в одежде.

Самое большое изменение в обувной моде XVIII века - это смена застежек с завязок на пряжки. Пряжки на мужской обуви появились ещё в XVII веке, в 1660х гг, на женской - чуть позже, объясняется это тем, что платья были длинные и цеплялись за пряжки подолом. (Н. С. Мустафаев)

Пряжка была атрибутом мужского костюма. В женской моде пряжки запоздали. Это связано с поднятием подола.

Первое упоминание о пряжках в истории, дошедшее до наших дней. Именно 1660-е считаются началом использования пряжек на мужской обуви.
Первое упоминание о пряжках в истории, дошедшее до наших дней. Именно 1660-е считаются началом использования пряжек на мужской обуви.

Пряжки бывают разные - с язычком (концевые) и со специальным запатентованным креплением (об этом ниже). С XVII века пряжка была основным видом крепления в обуви.

Пряжка говорила о человеке очень многое: его статус, положение в обществе, мероприятие, на которое он шёл. Есть так называемые траурные пряжки, которые отличались цветом: черные, синие и темно-фиолетовые, в зависимости от сословия и дня, в который проходило траурное мероприятие. Супруги могли год носить траурные пряжки.

Траур в XVIII веке считался серьезным мероприятием. Пряжки красили черным лаком. Подошву обуви чернили, чтобы преклонив колено подошва была черная. Использовались темные камни, в то же время металл был светлый.

-3

Траурная мода авангардная. Дизайнеры XIX века могли фантазировать только на тему траура. Траурная модв дала миру много новинок.

Свадебной традиции до ХХ века не существовало. Свадебных пряжек как отдельного вида не было. Свадебная традиция белых платьев существует относительно недавно. В XVIII-XIX вв. На свадьбу могли наряжаться в цветные наряды: коралловые, зелёные, небесно-голубые и др.

Детская Обувь шилась на завязках, что объясняется безопасностью. Далее узнаете почему.

Немецкие сапоги 7 кг каждый. Самый древний экспонат в коллекции Назима Мустафаева.
Немецкие сапоги 7 кг каждый. Самый древний экспонат в коллекции Назима Мустафаева.

На кожаных рыцарских доспехах использовались пряжки. Доспехи (поножи) изготавливались из вздутой вареной кожи, сзади было крепление на ремни с концевыми пряжками. Такие доспехи могли выглядеть как сапоги с накладными поножами, каждый из которых мог достигать веса в 7 кг. Такие сапоги не пробивало копьё, что говорит о хорошей защите.

Терминология

Рама - это основа пряжки. Она могла быть разной формы: прямоугольная, круглая, треугольная и т.д. Самые ранние D-образные.

-5

Шпиндель (перекладина) - деталь, через которую продевается ремешок.

Материалы рамы в основном изготавливали из стали, в также серебра. Серебряные пряжки обязательно клеймились. Указывались мастер и год. Были ещё такие сплавы, как кьютор, пинчбек - на основе меди, его ещё называли золотом бедняков.

-6

Со стразами стальные пряжки не клеймились по английским законам. Поэтому сложно определить возраст.

Тульские мастера изготавливали в основном крупные предметы, но делали и стальные пряжки. Они гранили сталь так, что было похоже на бриллиант. Такие пряжки считались весьма дорогими, а значит, повышали статус обладателя. В обычных стальных пряжках под стразы подкладывали фольгу для блеска.

Декорирование

Украшением могли служить различные материалы. Например, перламутр, слоновая кость.

-7

Эпохе Ар-деко характерна простая конструкция, декор большой. Это могла быть эмаль, инкрустация перламутра, полудрагоценных и драгоценных камней.

Хронология

Пряжки увеличивались, сужались, продавались в коробках и без (либо коробки не сохранились). Нашим Султанович Мустафаев разработал свою хронологию. В его коллекции более 300 исторических обувных пряжек.

-8

Размер

Диапазон размеров велик. От 2-3 см до того, что царапали паркет - 7-9 см.

-9

Пряжки часто выпускались в наборах: для кюлот и обуви, для кюлот и шейных платков.

-10

Как крепилась пряжка к обуви?

Патент на крепление оформил Уильям Или. Цель была скрыть механизм, при этом верх был декоративный. Пряжки были правая и левая (симметричные). Работа механизма: запорная душка с шипами открывалась, продевались ремешки (клюши), затем рама пристегивалась на ремешок. Её еще называли рама с секретом.

Ремешки - клюши (англ. Klachets клэчетс). Где-то называли клюшами берцы. Где-то берцы называли Собачья ножка. На короткую деталь одевалась пряжка, вторая продевалась и застегивалась.

-12

Положение пряжки на обуви зависело от положения деталей:

-13

Коробка - особая ценность для коллекционеров. Пряжки берегли от влаги. Скорее всего пряжки продавались в коробках, где указывался мастер (или мастерская) и год изготовления. Иногда указывалось имя будущего владельца, если пряжки делались на заказ.

-14

Коллекционеры шутят:

Французская революция снесла головы и пряжки. Названия 3-е сословие, Бастилия, Да здравствует народ родились во время французской революции. А точнее родились формы пряжек этот период. Но до сих пор это тайна - существовали ли они в действительности?
-15

После пряжки ушли и в Англии. Много народу осталось без работы (20 тыс человек в Бирмингеме на заводе, где изготавливались пряжки). А необходимости после XVIII века не было из-за тенденций моды. Сейчас пряжка является больше функциональным предметом одежды, нежели роскошным или подтверждающим статус, хотя есть исключения.

Декоративные пряжки
Декоративные пряжки